Пострадавшие от огнестрельных ранений во время октябрьских событий граждане подали заявление против экс-президента Сооронбая Жээнбекова.
Генеральная прокуратура на основании этой жалобы поручила Государственному комитету национальной безопасности (ГКНБ) и Министерству внутренних дел (МВД) провести расследование и дать ей правовую оценку. Сам бывший глава государства ситуацию пока не комментирует, говорится в публикации «Азаттык».
Требования пострадавших
Самат Окмоткулов – один из тех, кто принимал участие в митинге граждан, выступивших против результатов парламентских выборов 4 октября 2020 года. Та акция протеста позже переросла в беспорядки, и он пострадал, когда силовые структуры применили оружие против демонстрантов.
Те, кто как и Самат получил тогда ранения, решили объединиться в одну организацию под названием «Кыргыз умуту» и подали в Генпрокуратуру заявление с требованием привлечь к ответственности экс-президента Сооронбая Жээнбекова. Они считают, что именно он «дал поручение правоохранительным органам разогнать толпу на площади», и поэтому хотят его наказания.
«Пусть его лишат статуса экс-президента и привлекут к ответственности. Именно ведь Жээнбеков отдал приказ стрелять в людей. Я был ранен в ногу во время взрыва гранаты. Мне сделали уже три операции и еще три впереди», ‒ рассказал Самат Окмоткулов.
Генпрокуратура направила это заявление в ГКНБ и МВД. Пресс-секретарь главного надзорного органа Наргиза Куватова2 февраля заявила «Азаттыку» следующее:
‒ По тем событиям были возбуждены уголовные дела. И для рассмотрения в рамках данных уголовных дел, а также дачи правовой оценки, заявление было направлено в эти ведомства.
Во время событий 5-6 октября в Бишкеке погиб 19-летний Умутбек Алтынбек уулу. Помимо этого 1221 человек получили травмы различной степени тяжести, около ста демонстрантов попали в больницы. Десятки людей получили серьезные ранения глаз и других органов.
Общественное объединение «Кыргыз умуту», в котором собрались пострадавшие тогда граждане, прошло регистрацию в Минюсте 1 декабря 2020 года. Возглавляет его Саламат Алмазбек уулу.
«Это – политическое требование»
Политик Равшан Джеенбеков считает, что поданное от данной организации в правоохранительные органы заявление закономерно:
‒ Во-первых, это правильное требование. Во-вторых, это очень важное уголовное дело. В-третьих, Сооронбай Жээнбеков сам создал прецедент, когда поддержал процедуру снятия статуса экс-президента со своего бывшего друга и бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева.
Подавшие заявление против Сооронбая Жээнбекова также потребовали привлечь к ответственности бывшего министра внутренних дел Кашкара Джунушалиева и экс-главу Госкомитета национальной безопасности Орозбека Опумбаева. Местонахождение обоих генералов после октябрьских событий не известно.
Бывший депутат Жогорку Кенеша Асия Сасыкбаева считает, что руководители данных ведомств обязательно должны быть привлечены к ответственности наряду с Сооронбаем Жээнбековым:
‒ Из-за них пострадали те, кто вышел на мирный митинг. Да, там, среди толпы, были провокаторы. Но правоохранительные органы должны были знать, как нейтрализовать их. Они получили гранты и проходили обучение от международных организаций, чтобы уметь бороться с провокациями и предотвращать их. Но в итоге что они сделали? Просто стали стрелять в граждан. Причем стреляли по головам и глазам. Они и сами понимают, что их вина огромна. За содеянное они должны отвечать по закону.
«Не следует принимать поспешных мер»
Руководитель правозащитной организации «Кылым шамы» Гульшаир Абдирасулова между тем считает, что вопрос о привлечении к ответственности Сооронбая Жээнбекова и высокопоставленных лиц периода его президентства не должен решаться в спешке, а должен быть расследован очень тщательно:
‒ Кто отдавал приказ о стрельбе, были ли законные основания для этого? Надо в этом разобраться. Расследовали ли те события независимые государственные органы? Разбирался ли суд в этом? Согласно законодательству о проведении мирных собраний, в случае применения силовиками огнестрельного оружия на таких акциях суд должен изучить причины этого шага. Необходимо все изучить, и если выяснится, что был нарушен закон, тогда виновных необходимо привлечь к ответственности.
Кроме того, преступления против прав человека и человечества не имеют срока исковой давности, то есть виновных можно привлечь к ответственности в любой момент.
Избранный в 2017 году президентом на шестилетний срок Сооронбай Жээнбеков подал в отставку после парламентских выборов 2020 года.
В январе 2021 года его вызвали в суд в качестве свидетеля по делу бывшего вице-премьер-министра Дуйшенбека Зилалиева, задержанного по подозрению в «незаконном обогащении». 3 февраля экс-главу государства снова пригласили в Бишкекский городской суд.
Адвокат Сооронбая Жээнбекова Жыргалбек Бабаев в свою очередь заявил на это, что его клиент «не проходит по этому делу фигурантом, а потому являться в суд не обязан»:
‒ Сооронбай Жээнбеков не имеет к этому делу никакого отношения, не является ни фигурантом, ни свидетелем. Поэтому он не обязан идти в суд. Даже без учета его статуса экс-президента нет ни одного основания, почему он должен туда идти. Мы официально заявляем, что Зилалиев клевещет, говоря, что деньги в банке предназначались для избирательной кампании Жээнбекова и были отданы ему, чем пытается придать политическую окраску своему коррупционному деянию.
Адвокат также прокомментировал поданное в отношении экс-президента заявление в Генпрокуратуру, сказав, что никакой информации по этому поводу к нему не поступало.
Согласно Закону «О гарантиях деятельности президента» экс-президент обладает статусом неприкосновенности. Таким образом, закон не позволяет задерживать его, обыскивать или допрашивать.
А буквально накануне, 2 февраля, стало известно, что Сооронбай Жээнбеков вылетел в Мекку (Саудовская Аравия) для совершения малого хаджа, но было заявлено, что через 10 дней он вернется в Бишкек.