О новой волне приватизации в Казахстане пишет Александр Баранов в статье на kz.media:
Уже скоро в стране наступит эра всеобщего благоденствия. Люди забудут о социальной несправедливости, нищете и унизительных пособиях. Бедность останется в прошлом. Потому что в Казахстане принят новый масштабный План приватизации на предстоящие пять лет.
По предложению президента распродажа крупнейших национальных компаний будет осуществляться через «народное IPO». Таким образом, простые врачи, учителя, рабочие и пенсионеры смогут получить долю от национального богатства. Став акционерами, они начнут играть на бирже и заживут припеваючи.
Не верите? Я тоже.
На днях Касым-Жомарт Токаев провел заседание Высшего совета по реформам, где, помимо всего прочего, представил План приватизации до 2025 года.
Помните, сколько прежде звучало рассуждений о важности передачи государственных активов в конкурентную среду, что государство плохой менеджер, что с этим пора заканчивать? И вот, пожалуйста, власть приступает к выполнению обещанного. Причем распродавать будут не какую-то мелочь, вроде жилкомхозов и сельских клубов, а самые привлекательные предприятия Казахстана, входящие в ФНБ «Самрук-Казына».
Как сообщает официальный сайт Акорды, в предстоящие пять лет в частные руки полностью или частично должны перейти 736 организаций стоимостью 5 трлн тенге. Подобные меры позволят, по мнению президента, решить важнейшие задачи, а именно: сократить присутствие государства в экономике, расширить доступ малого и среднего бизнеса к услугам приватизируемых нацкомпаний и, что самое важное, привлечь к их управлению стратегических инвесторов.
При этом глава государства подчеркнул, что приватизация не должна привести к возникновению частных монополий. Для обеспечения транспарентности и справедливости приватизации он предложил правительству выработать механизм общественного контроля за реализацией гособъектов и максимально использовать инструменты IPO.
«Следует возобновить программу «Народное IPO», реализуя акции в первую очередь физическим лицам – гражданам Казахстана. Необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны имел возможность получить часть национального богатства», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
В переводе на понятный язык это означает: забудьте люди о мизерных зарплатах и нищете, покупайте акции, получайте дивиденды и богатейте на здоровье.
На какие шиши?
А теперь давайте разберемся, что не так в этом президентском обещании.
Забота о простых людях, разговоры о прозрачности и идея народного акционирования — это мило. Но Касым-Жомарт Кемелевич вообще-то рассчитывает с помощью приватизации достичь две несовместимые друг с другом цели. С одной стороны, он хочет, чтобы каждый гражданин стал совладельцем национального достояния. С другой — говорит о приходе в нацокмпании стратегических инвесторов, то есть крупных акционеров.
В нынешних казахстанских условиях обе эти цели вместе недостижимы и надо выбрать что-то одно. Или распродавайте национальные компании мизерными долями физлицам-миноритариям (на этом больших денег не заработать), или сразу продавайте компанию крупному покупателю. Либо так, либо эдак.
Где-нибудь в Европе или Северной Америки народное акционирование способно обеспечить приток в приватизируемые предприятия серьезных инвестиций. Потому что уровень жизни и достаток позволяет гражданам приобретать акции, облигации и прочие ценные бумаги. У нас же совсем другой случай.
В КАЗАХСТАНЕ, ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ, ТРИ ЧЕТВЕРТИ ДОХОДОВ ГРАЖДАНЕ ТРАТЯТ НА ЕДУ И ОПЛАТУ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ – ПОДОБНЫЙ УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕМОНСТРИРУЮТ БЕДНЕЙШИЕ СТРАНЫ АФРИКИ.
Миллионы казахстанцев влезают в неподъемные долги и ипотеки, чтобы купить элементарную бытовую технику, сделать ремонт или купить заветное жилье (последнее теперь можно сделать и за счет досрочного снятия своих пенсионных накоплений). Так почему президент Токаева и Высший совет по реформам уверены в том, что простой народ примет участие в IPO? На какие шиши?
Даже мифический среднестатистический казахстанец, существующий лишь в отчетах Миннацэкономики, получает зарплату в 220 тысяч тенге (по состоянию на декабрь 2020 года). А это всего около 500 долларов. Реальность же еще печальнее: судя по финансовым показателям ЕНПФ, средняя зарплата, с которой в Казахстане оплачивались обязательные пенсионные взносы, в конце 2020 года составила (внимание!) всего 79 337 тенге.
Согласитесь, надо быть большим оптимистом, чтобы предполагать, будто при таких доходах казахстанские врачи, учителя, рабочие и служащие ринутся участвовать в народном IPO. Если только ради покупки заветных акций они не продадут жилье или не влезут в очередные кредиты.
Поэтому разговоры о том, что казахстанские граждане станут собственниками национальных богатств – демагогия и не более.
Мечта елбасы
Кстати, напомню, что предложение о народном акционировании крупнейших нацкомпаний в Казахстане звучат не в первый раз. Ровно десять лет назад эту идею высказал еще Нурсултан Назарбаев. Выступая на XIII съезде «Нур Отана», он в качестве одного из пунктов предвыборной платформы заявил о необходимости провести народное IPO компаний, входящих в «Самрук-Казыну».
По словам елбасы, народное акционирование предоставит сотням тысяч простых казахстанцев возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и приумножения их сбережений и богатств.
«Наших людей надо научить, мы первый раз на заре независимости пытались это делать, но ушлые, так сказать, “с карманами” люди пришли и все это дело закупили,— наставлял Нурсултан Назарбаев делегатов съезда и предложил правительству проводить активную разъяснительную работу. — Вот надо разъяснить нашим людям: не купить и продать, а надо держать и следить, и это их обогатит. Растут эти цены, особенно на сырьевые казахстанские ресурсы. Надо проследить, чтобы акции были проданы простым казахстанцам, а не богатым толстосумам».
И вот осенью 2012 года всенародная распродажа началась – на первичное публичное размещение акций выставили нацкомпанию АО «Казтрансойл», что сразу же вызвало ажиотаж. За первые три дня размещения акций сумма заявок превысила один миллиард тенге.
В Павлодарской области тоже поднялась лихорадка с заявками на участие в IPO. Но, как вскоре выяснилось, реализовывать назарбаевскую мечту о народном капитализме власти принялись с помощью адмресурса, обязав выкупать акции бюджетников, в первую очередь учителей.
Соответствующие ц/у разослали по всем школам, среди педколлективов провели «разъяснительную работу», и привыкшие к тяжкой шкрабской доле учителя дисциплинировано стали оформлять заявки на приобретение акций. Каждому работнику образования предписано было приобрести минимум 4 простых акции «Казтрансойла» по 725 тенге за штуку. А поскольку физические лица к игре на фондовой бирже не допускаются, то им пришлось раскошелиться и на услуги лицензированного биржевого брокера. А это еще 800 тенге. Итого 3700 тенге, как говорится, вынь да положь. Тем, кто артачился, обещали урезать нагрузку до одной ставки. Хочешь зарабатывать больше – покупай акции.
Вскоре разговоры о принудиловке стали доноситься и из других бюджетных отраслей. Стали поговаривать, что акции «Казтрансойла» по аналогичной разнарядке (4 бумаги в одни руки) должны были приобретать сотрудники правоохранительных органов и акиматовские служащие.
В общем, стал получаться какой-то казарменный капитализм.
От скандала спасло лишь то, что затею с народном IPO быстро свернули и принудительную покупку акций отменили.
В игре одни мажоры
И вот спустя десять лет население страны снова слышит знакомые разговоры про «справедливую приватизацию».
Спрашивается, что дадут рядовым гражданам приобретаемые ими акции?
Чтобы ответить на этот вопрос, не надо быть экспертом фондового рынка, тем более что частично его (ответ) дал сам президент, обмолвившись про стратегических инвесторов.
Реальными владельцами нацкомпаний станут держатели крупных пакетов акций (мажоритарные акционеры). И судя по историческому опыту, ключевые игроки уже давно определены политическим руководством страны. Простому смертному (учителю, врачу, полицейскому, акиматовскому клерку и т.д.) с его несколькими акциями ничего не светит. Ни 4, ни даже 400 акций не превратят гражданина в биржевого воротилу и зажиточного рантье.
На фондовом рынке рядовому обывателю не позволят скупить и 0,5% того же «Казтрансойла» или «КазМунайГаза» — все уйдет в нужные руки т.н. стратегических инвесторов. А «народное IPO» есть ничто иное, как ширма, обеспечивающая внешне цивилизованный вывод государственных активов в частную собственность.
Схема очень схожа с ваучерной приватизацией в России – сегодня всем гражданам продают (или даже навязывают) по несколько акций за 3700 тенге, а завтра какие-нибудь фирмы-посредники предложат им выкупить их за 4-5 тысяч тенге. И все кинутся их продавать. Потому что, во-первых, рядовые обыватели очень далеки от премудростей биржевой игры (заниматься ею они не смогут по определению), а во-вторых, права и возможности миноритариев слишком скромны, чтобы бороться за достойное место на фондовом рынке.
Реальное управление акционерной компанией и контроль за ее финансовыми потоками получат немногочисленные мажоритарные акционеры, с которыми тягаться нет никакого смысла. А если кто-то решит оставить акции себе, тот должен знать: чтобы они приносили ежемесячно 200-300 долларов дивидендов, надо вложить в них минимум 20-30 тысяч долларов. У вас они есть?