Психолог Дейл Хартли возмущен попытками корпораций убедить сотрудников, что работа — главный источник радости, пишет Идеономика.
Позитивная психология возникла в прямой связи с гуманистической психологией Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Она зародилась как отдельная область во многом благодаря работам Мартина Селигмана, которого считают «отцом позитивной психологии». Селигман и другие специалисты в этой области внесли свой вклад в наши знания и заслужили уважение за свои достижения. К сожалению, некоторые люди по незнанию или со злым умыслом исказили суть их работы и злоупотребляют ею.
Если вы когда-либо слышали непрошеные советы вроде: «Улыбнись! Воспрянь духом! Думай о хорошем!» и тому подобные, то вы знаете: вокруг нас есть «полиция счастья», которая строго следит, чтобы все вокруг непременно были радостны и веселы. Позитивная психология, безусловно, включает в себя позитивное мышление, но это лишь один из ее компонентов.
Журналист и писатель Крис Хеджес приводит пример злоупотребления позитивной психологией. Это обязательное групповое обучение, введенное компанией из списка Fortune 500 для своих сотрудников нижнего уровня. Тренинг проводит «консультант по счастью».
«Она [консультант] так это закрутила, что у меня закружилась голова… «Разве это не чудесно? У нас такие разнообразные отличные члены команды. Это говорит о том, какое это прекрасное место для работы и как здесь можно сделать карьеру!» — говорила она. Один мужчина уставился в пол, злясь и смущаясь… Если бы он что-нибудь сказал, она [консультант] отправила бы электронное письмо его руководителю, этого мужчину взяли бы на карандаш и, скорее всего, он лишился бы повышения зарплаты. Между прочим, повышение составляет 25 центов за год [вероятно, имеется в виду ежегодное повышение в размере 25 центов за час]. А цель этой встречи, если забыть об эвфемизмах, заключалась в навязывании потребителям товаров и услуг, которые им не нужны.
Она использовала игрушки, конфеты, фломастеры и такие занятия, как пародии и конкурсы, чтобы люди были активными и взаимодействовали друг с другом. Она использовала тему счастья и всячески переводила его источник с человеческого общения на компанию. Вы счастливы, потому что работаете в этой компании».
Как вы думаете, корпоративное руководство этой компании проходит такие же тренинги? Мероприятия такого типа обычно навязываются пассивным сотрудникам со стороны работников отдела кадров, которые узнали о положительной психологии и теперь мнят себя «экспертами». Подразумевается, что если много работать и думать о хорошем, то вы будете чувствовать себя хорошо и преуспеете в компании. И наоборот: если вы не поддерживаете позитивный настрой, то пеняйте на себя.
За 1950-2018 годы производительность американских работников выросла на 252,9%, а реальная заработная плата — только на 115,6%. И все же глобальная корпорация в приведенном выше примере подталкивает почасовых наемных работников делать все больше, продавать больше (и радоваться этому), тем самым повышая производительность, стоимость акций и прибыль акционеров. Что же касается дополнительной компенсации для сверхпродуктивных сотрудников, то она им не нужна — они и так счастливы, а если нет, то сами виноваты.
Исследователи Лиза Аспинволл и Ричард Тедески изучили применение и значение позитивной психологии в своей области, а именно в психологии здоровья. Они также критикуют злоупотребления, неправильное использование и искажение позитивной психологии, определяя это как «приторный терроризм, перекладывание вины на жертв и продвижение бездумных версий позитивного мышления для личной выгоды». Обратите внимание на фразу «бездумные версии позитивного мышления». При «бездумном» манипулировании сотрудниками ради повышения производительности (как в приведенном выше примере) позитивная психология сводится к расхожим словам о «позитивном мышлении». Она превращается во что-то «приторное», поверхностное, оскорбительное и искаженное.
Первый принцип в бизнесе — максимум прибыли для акционеров. Первый принцип психологии — не причинять вреда. Это подразумевает, среди прочего, что мы не используем свои знания в области психологии для манипулирования людьми, а также не применяем их для достижения своих целей без учета ущерба и без выгоды для людей. Навязанный тренинг по счастью, о котором я говорил выше, служит примером того, как эти принципы оказываются взаимоисключающими.
Когда человека принуждают проходить тренинг по обретению счастья, это не приносит ему пользы, поскольку у него по определению нет выбора в этом вопросе. Навязывать тренинги людям, заявляя, что они полезны для развития их личности — это все равно, что пописать на ногу и сказать, что идет дождь. Действительно ли тренинг по счастью приносит какую-нибудь пользу?
Психология перестает быть позитивной, когда ее используют как средство пропаганды и манипуляции.