Проект готовило незаконно созданное Конституционное совещание — Независимые юристы о новом проекте Конституции Кыргызстана

Автор -

    Независимые юристы Кыргызстана проанализировали представленный проект новой Конституции, предложив устранить обнаруженные в документе недостатки. Об этом пишет «Азаттык».

    Ранее разбор представленного проекта Основного закона представила также правовая клиника «Адилет», расписав подробно, какие недочеты там имеются. В заключение, они вынесли вердикт о том, что разработанный Конституционным совещанием документ не может быть вынесен на рассмотрение Жогорку Кенеша.

    А по оценке сообщества юристов Кыргызстана, в новой версии Конституции, которую Конституционное совещание направило в парламент, имеется 80 серьезных изменений. При этом в проекте, который 17 ноября 2020 года представил ряд депутатов Жогорку Кенеша, насчитывалось 61 изменение.

    В своем заключении юристы отметили, что документ содержит ограничения прав и свобод граждан, а самое главное, по их словам, это то, что проект готовило незаконно созданное Конституционное совещание.

    Юрист Айдин Бакытбек уулу предложил свои правки в обсуждаемую версию Конституции, которые, по его мнению, помогут обеспечить баланс ветвей власти:

    ‒ Во-первых, надо лишить президента права законодательной инициативы и возможности назначать . Во-вторых, у президента должна быть возможность распустить парламента. И в-третьих, можно облегчить процедуру объявления парламентом импичмента президенту. Четвертое – рассмотрение доходов и расходов бюджета должно быть под контролем парламента.

    Кроме того, он считает, что должен быть усилен парламентский контроль над ГКНБ и . А количество депутатов в Жогорку Кенеше должно быть не меньше 120 .

    Доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Сания Токтогазиева говорит, что вызывает подозрения то, что в новом проекте Основного закона не прописано, каким образом избираются 90 депутатов парламента. Также, по ее словам, в проекте уменьшено не только количество парламентариев, но и их права:

    ‒ У парламента исчезла контрольная функция. Осталась только законотворческая. При этом депутаты даже не могут самостоятельно определять повестку дня. Потому что теперь правом законодательной инициативы помимо 10 тысяч граждан обладают также президент, премьер-, Верховный суд, Народный курултай и Генпрокуратура. Президенту законы будет писать его администрация, правительство тоже будет работать на главу государства. При этом в Конституции прописано, что «поступившие от президента и кабинета министров инициативы имеют приоритет». Но на деле, получается так, что парламент не сможет контролировать даже процесс создания законов.

    Председатель Конституционного совещания Бекбосун Борубашев признает, что в представленном проекте у президента значительно расширены полномочия. Но он объясняет эту тенденцию тем, что на референдуме 10 января 81% пришедших на участки для голосования, выбрали президентскую систему. А с мнениями о том, что у парламента урезали полномочия, он не согласен:

    ‒ Говорят, что прав стало меньше, но в нашем проекте, к примеру, Жогорку Кенеш имеет право отправить президента в отставку путем импичмента. А у главы государства при этом нет прав распустить парламент или назначить досрочные парламентские .

    Но согласно представленному документу, объявить президенту не так-то просто. Для этого в Жогорку Кенеше создается специальная комиссия. И только после решения Генеральной прокуратуры, а также заключения Конституционной палаты о том, что процедура не была нарушена, президента могут отстранить от должности.

    Новый проект Конституции парламент КР намерен обсудить на своем заседании 17 февраля.

    Профессор АУЦА, Эмильбек Жороев считает, что раз этот документ уже разработан, то должно быть дано время на исправление недостатков:

    ‒ Передать всю власть одному человеку, закрыв на это глаза – безответственность. Если уж на то пошло, это безответственно даже по отношению к президенту, которого большинство поддерживает. Ему даются неограниченные полномочия. Но в случае ошибки нет путей, которые помогли бы ее исправить. Он сам и его сторонники уверяют, что «будем отвечать головой». Но кто возьмет на себя такую ответственность? В Конституции это не прописано. Есть только инструмент импичмента. Но и его реализовать нереально.

    Новый проект Конституции был опубликован на сайте Жогорку Кенеша 9 февраля. До этого 17 ноября 2020 года 80 депутатов представили свой проект нового Основного закона, но после критики общественности было создано Конституционное совещание для разработки документа. Оно завершило свою работу 2 февраля и направило документ в парламент.»


    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться