В Таджикистане и Узбекистане установилась невероятно тёплая погода. Жители страны в соцсетях активно делятся фотографиями на фоне цветущих деревьев. Особенно красиво цветет абрикос, что приносит много радости, так как цветение абрикоса в этих странах символизирует наступление весны.
Однако специалисты EastFruit находят серьёзный повод для беспокойства – ведь на дворе середина февраля, а цветение абрикоса обычно приходится на середину марта, в Навруз. То есть, цветение плодовых деревьев на месяц раньше обычных многолетних сроков – это, пожалуй, слишком, пишут СМИ.
Кстати, в прошлом году цветение абрикоса тоже происходило раньше обычных сроков, а в апреле пришли заморозки и снегопады, приведшие к существенным потерям для абрикоса, черешни и других косточковых.
Опрос фермеров Таджикистана подтвердил, что абрикос уже благополучно отцвел в южных районах Джиликуль, Кумсангир, Шартуз, Пяндж. Уже появились завязь. Для данных регионов это почти нормально, потому что в прошлом году в этих районах собирали первые ранние сорта абрикоса уже в конце апреля.
А вот в средней части Таджикистана – в Душанбе и Гиссарской долине абрикос цветет сейчас. И это весьма опасно, потому что прогноз погоды указывает на высокую вероятность заморозков уже через 10 дней. Если прогноз подтвердится, это может привести практически к полной потере урожая абрикоса в этом регионе.
На севере страны, где расположены основные плантации абрикоса Таджикистана, деревья абрикоса пока не зацвели, но после нескольких недель аномального тепла, почки уже готовы распуститься. Также поступают сообщения, что в соседнем Узбекистане абрикос расцвел во всей красе.
Если абрикос зацветёт и в Ферганской долине Таджикистана, то цветение может прийтись как раз на период заморозков, что также грозит потерей урожая. Ведь с 25 по 28 февраля 2021 года в Худжанде, Таджикистан, прогнозируется снег и до восьми градусов мороза ночью. Цветущий абрикос такие погодные условия выдержать не сможет. Аналогичные погодные условия возможны и в Ферганской долине Узбекистана. А значит и там урожай абрикоса и черешни под угрозой.
Риски для Узбекистана даже выше, чем для Таджикистана. Как поясняет Бахтиёр Абдувохидов, консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в Таджикистане акцент обычно делается на выращивании сладких сортов абрикоса с высоким содержанием сухих веществ, которые идут на сушку, то есть, для производства кураги. Такие сорта, как правило, зацветают позже. Кроме того, основная часть этих сортов выращивается в горных районах Таджикистана, где цветение наступает позже, чем в долинах, а тем более чем в центральных и южных регионах.
В Узбекистане же акцент делается на экспорт свежего абрикоса, особенно ранних его сортов. «К раним сортам мы относим сорта «Чилги», «Шалах», «Ананасный» и «Самарканский», — говорит Бахтиёр Абдувохидов. Эти сорта склонны к более раннему цветению и именно абрикос для свежего рынка может пострадать больше всего.
Для Таджикистана, где курага является своеобразной альтернативной валютой, как EastFruit описывал в этом материале, потеря значительной части урожая абрикоса может очень негативно сказаться на доходах населения. Ведь этот бизнес обеспечивает до $100 млн доходов для страны.
Узбекистан также активно наращивает экспорт кураги, и в 2019 году даже вошёл в тройку крупнейших в мире экспортёров этих сухофруктов с выручкой в $11,2 млн. Экспорт же свежих абрикоса, черешни и других косточковых, вообще приносит Узбекистану более $200 млн только экспортной выручки в год. Если прибавить к этому выручку на внутреннем рынке, то риск потерь на данный момент является действительно огромным.