За последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных с Россией регионах Казахстана. Об этом пишет Ерлан Жаукин в статье на inbusiness.kz.
Как отмечает автор, и это отнюдь не означает, что казахстанские автолюбители стали больше ездить. В СМИ периодически появляются репортажи со стоящими на казахстанских АЗС российскими большегрузами, двигатели которых работают на дизельном топливе. Но тут возникает вопрос. Почему дизельная фура заправляет в топливный бак бензин? Это явно не для того, чтобы уничтожить свой двигатель.
А теперь, внимание, ответ: В этом и заключается тайна заправки дизельного автомобиля казахстанским бензином. Одна такая «фура» в состоянии перевезти до 4000 литров бензина в баках, переделанных под емкости.
А сколько таких «фур» заезжает и выезжает в сутки? Это мы и называем серым экспортом казахстанского бензина, на котором зарабатывают российские серые предприниматели.
Помнится, в мае 2020 года на границе выстраивались бензовозы с российским дизелем для казахстанских предпринимателей, который ввозился вполне легально. Сегодня мы можем наблюдать обратный поток. Чем это грозит Казахстану? Мы не будем вдаваться в потери казахстанского бюджета от неполучения экспортных пошлин, если бы этот бензин вывозился на законных основаниях.
Это может грозить острым дефицитом бензина уже в апреле текущего года. Учитывая всю протяженность границы между Казахстаном и Россией, законодательное отсутствие ограничений на движение товаров между странами-партнерами в рамках ЕАЭС, существенную разницу в ценах на бензин между нашими странами, ограниченность запасов бензина на российском рынке и наличие дешевого казахстанского бензина во всех приграничных регионах, в ближайшие недели мы можем ожидать только увеличение объемов перетоков бензина в Россию.
Учитывая 10-кратное превышение объемов потребления бензина на российском бензиновом рынке, то для России это капля в море, а для Казахстана утечка топлива – это осушение собственного моря и дефицит бензина внутри страны.
Подобные риски можно ожидать и на границе Казахстана с Кыргызстаном, где также исторически наблюдались перетоки казахстанского топлива. А в условиях роста оптовых цен на российском рынке и ожиданиях роста цен на киргизском бензиновом рынке риски перетоков казахстанского бензина в киргизском направлении только усиливаются.
Как уже неоднократно упоминалось, Казахстан входит в топ-10 стран с самым дешевым в мире бензином. Но в условиях открытого рынка это может означать, что актюбинский нефтяник с низкой заработной платой поддерживает российского предпринимателя, который получает маржу на уровне 100 тг/литр, перепродавая казахстанское топливо в России.
И, говоря о необходимости повышения розничных цен на топливо внутри страны, мы не говорим, что нам нужно выравниваться с Россией. На фоне коронавирусного кризиса и текущего оживления мирового энергетического рынка наши цены очень сильно отстали от мирового рынка.
Нам нужно догонять цены остального мира. Кто заработает на повышении цен на топливо? Это будут не собственники АЗС, т. к. повышение розничных цен будет вызвано ростом отпускных цен на заводах-изготовителях. Не заводы-изготовители, т. к. повышение оптовых цен позволит повысить стоимость закупочной цены нефти у нефтяников.
На сегодня стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тыс. тг/тонна, что в перерасчете составляет $6,5-15,2/баррель. При этом рыночные котировки нефти на сегодня уже перевалили за $60/баррель. То есть повышение цен на бензин позволит повысить стоимость нефти, поставляемой на переработку на казахстанские НПЗ. Чтобы обеспечить собственный бензиновый рынок и исключить поддержку бизнеса наших соседей, повышение цен на бензин – сегодня это уже обязательная мера для казахстанского рынка. «Сначала помоги себе, потом другим» – эта цитата как никогда актуальна сегодня, говорится в статье.