Налоговый комитет Таджикистана обязал местных блогеров платить налоги со своих доходов в социальных сетях и YouTube. Об этом сообщает радио «Озоди».
«Сейчас в Таджикистане существует 29 страниц и каналов блогеров с аудиторией от 3 до 19 миллионов подписчиков, — отметил начальник главного управления Налогового комитета Таджикистана Шамсулло Кабирзода 18 февраля на пресс-конференции в Душанбе. — Им необходимо встать на учет до 1 апреля и платить налоги со своих доходов в социальных сетях и YouTube, в противном случае могут последовать проблемы с законом».
По словам Кабирзода, сотрудники Налогового комитета изучили деятельность блогеров и посчитали необходимым внести их в список налогоплательщиков. «Это касается не только блогеров, но и других физических лиц. Если не ошибаюсь, в настоящее время четыре блогера встали на учет в налоговых органах в качестве предпринимателя», — добавил он.
Кабирзода также сообщил, что некоторые блогеры были приглашены на беседу в Налоговый комитет. «Они получают деньги, рекламируя на своих страницах и каналах товары и изделия крупных компаний и поэтому должны платить налоги», сказал чиновник Налогового комитета Таджикистана.
В составленный налоговиками список лиц, которым необходимо встать на учет до 1 апреля и платить налоги со своих доходов в социальных сетях и YouTube, вошли, в частности, известные таджикские блогеры Бехруз Зеваров, Рафаел Гулов, Орзу Исоев, Диловар Сафаров и певицы Шабнами Сурайё, Фарзонаи Хуршед, Нигина Амонкулова и Зулайхо Махмадшоева.
В Налоговом комитете выяснили, что самим популярным в YouTube является канал «Tamoshow», у которого 867 тыс. подписчиков и 430 млн. просмотров. На втором месте по популярности – сеть «Территория юмора» с 67 тыс. подписчиками и 9,5 млн. просмотров. Видеосюжеты проекта «Дугонахо» («Подруги») посмотрели 19 млн. пользователей. Среди пользователей очень популярны также каналы «Imshab Live» и «ORZU» Орзу Исоева, канал Рафаэла Гулова, канал «Nigmatov Mansur» , проект «Бонуи пурхунар» и канал «IRON KING».
Таджикские блогеры утверждают, что у них незначительные доходы, и они не смогут платить налоги и будут вынуждены закрыть свои страницы в соцсетях.
В январе Рафаел Гулов, у которого более 117 тысяч подписчиков в Instagram и более 3 млн. просмотров в YouTube, был лично приглашен в Налоговый комитет Таджикистана, чтобы проконсультироваться, как можно оформить новый налог для блогеров. «Со мной побеседовали и поинтересовались источником моих доходов. Они объяснили, что любой гражданин, у которого имеется какой-либо доход, должен платить налоги. Я считаю вполне логичным интерес властей к любой сфере, где вертятся хоть какие-то деньги, не облагаемые налогом», говорит блогер.
Блогер Шоира Пулодова считает, что отныне блогерам трудно будет скрывать свои доходы. Однако, по его словам, существуют нюансы, которые должны разъяснить в Налоговом комитете. «У нас маленькая страна и многие знают друг друга. Нас, блогеров, нередко просят чисто по-дружески рекламировать то или иное изделие. За такие видеоролики мы ни копейки не получаем. Нужно ли платить налог, если нет дохода?» — спрашивает она.
Шоира считает, что последнее решение Налогового комитета станет серьезным ударом для начинающих блогеров, а также для тех, у кого много подписчиков в соцсетях.
Эксперт по мультимедиа Рустам Гулов говорит, что в YouTube не существует механизма, с помощью которого таджикским блогерам можно было бы заработать деньги. Именно поэтому, по его словам, многие таджикские блогеры регистрируют свои каналы в России.