Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка объявила о возбуждении двух связанных уголовных дел против девяти выходцев из стран бывшего СССР по обвинению в иммиграционном мошенничестве и обмане правительства США. Об этом пишет Би-би-си.
Обвиняемые, работавшие в двух иммиграционных фирмах, якобы помогали клиентам изобрести причины, по которым те могли претендовать на получение убежища в США, учили их фальсифицировать доказательства гонений, которым те будто бы подвергались на родине, и натаскивали их перед собеседованиями в иммиграционном ведомстве.
По первому делу проходят иммиграционные адвокаты 44-летняя Илона Джамгарова и ее муж 42-летний Артур Аркадьян, проживающие в Бруклине, и 39-летний Игорь Резник, которого прокуратура называет их сообщником. Они привлечены по статье «Преступный сговор с целью мошенничества при подаче заявления на убежище».
Супруги были арестованы на юге Флориды и в четверг доставлены в федеральный суд в Майями на первоначальное оформление. Резника арестовали в Мэриленде.
По второму делу привлечены 45-летний Юрий Моша, 54-летний Владимир Данской и 45-летняя Юлия Гринберг, проживающие на Статен-Айленде в Нью-Йорке, 30-летний Алексей Кмит из Бойзи, Айдахо, 35-летний украинец Тимур Щербина и 39-летняя Катерина Лисиченко, проживающая в Италии. Они обвиняются в сговоре с целью обмана правительства США и совершения подлога при подаче на убежище.
Моша и Данской арестованы в Нью-Йорке, Гринберг — в Колорадо, Кмит — в Айдахо, а Лисиченко — в Милане. Власти США будут настаивать на ее экстрадиции. О судьбе Щербины данных в судебных документах пока нет.
В них упоминаются трое тайных осведомителей, которые разрабатывали фигурантов и согласны дать против них показания в суде. Пока они известны лишь под номерами.
Как утверждает в пресс-релизе главный федеральный прокурор округа Одри Страусс, «обвиняемые с целью наживы вводили в заблуждение сотрудников иммиграционного ведомства США, прибегая к тщательно разработанной лжи и спекулируя на глубокой симпатии к реальным жертвам гонений».
По словам прокуроров, инкриминируемая фигурантам преступная деятельность проходила под эгидой двух иммиграционных контор — «Фирмы Джамгаровой» и «Русской Америки», принадлежащей Моше и Данскому.
В базе данных манхэтенского федерального суда хранятся документы по двум искам, возбужденным Мошей в 2019-2020 годы против «Яндекса», «Фейсбука» и других соцсетей. Истец требовал удалить посты, которые он квалифицировал как клеветнические.
Вторым иском занимался федеральный судья Джон Койлтл, рассматривавший в 1990-годах дело бывшего кишиневца Мони Эльсона, считавшегося одним из столпов русской мафии в США и обвинявшегося в ряде убийств.
Оба иска Моши были отклонены по формальным причинам.
Если верить манхэттенским прокурорам, с ноября 2018-го по декабрь 2020 года Джамгарова, арест которой вызвал волну сочувственных постов в «Фейсбуке», среди прочего советовала клиентам просить убежища в США, ложно утверждая, что они члены ЛГБТ-сообщества и подвергались гонениям у себя на родине.
По словам прокуроров, Джамгарова при этом знала, что клиенты не имели отношения к ЛГБТ-сообществу и гонениям не подвергались.
Джамгарова и Аркадьян якобы составляли и посылали властям лживые заявления на убежище, подписанные под присягой, притом знали, что эти документы не соответствуют истине.
Джамгарова и Резник якобы советовали клиентам, как обмануть на собеседовании сотрудника иммиграционного ведомства США, и представляли клиентов на судебных слушаниях.
Прокуратура утверждает, что фирма Джамгаровой использовала сочинителей и блогеров, в том числе Резника, которые составляли подложные афидавиты, подававшиеся вместе с заявлениями на убежище. Эти документы содержали биографии просителей и подробные описания перенесенных ими гонений, которые, по словам обвинителей, были полностью выдуманы Резником.
Судья, завернувший иск Моши и его компании Russian America против «Яндекса», писал, что «большинство его клиентов находятся в Российской Федерации, на Украине и в других странах с русскоязычными диаспорами, а его контора оказывает консультационные услуги русскоговорящим посетителям США».
Прокуроры вменяют Моше примерно такие же проделки, в каких они обвиняют Джамгарову. Моша и его партнер Данской якобы советовали клиентам, как лучше изготовить доказательства мнимых гонений, и связывали их со своими сообщниками Гринберг, Щербиной и Лисиченко, которые помогали тем составить лживые документы для подачи властям США.
Моша якобы рекомендовал другим клиентам завести оппозиционный блог, который затем послужит доказательством того, что им опасно возвращаться в отечество.
Поскольку у некоторых клиентов не было для этого желания, знания предмета, навыков владения словом или технических способностей, ведение блога поручалось другим — в частности, Щербине, который жил на Украине, называл себя журналистом и якобы оказывал Моше за плату блогерские услуги. Впоследствии блоги его производства предоставлялись властям США.
В судебных документах упоминается только Украина, где одного клиента Russian America якобы зверски избили за то, что он разговаривал по-русски.
Гринберг, адвокат по профессии, обвиняется в том, что она наставляла иных клиентов, как лгать на собеседовании, и сопровождала их туда, равно как и на судебные заседания. Она якобы знала, что они лгут.
В одном документе подробно описываются похождения тайного осведомителя №3, которого Данской якобы учил притворяться геем с тем, чтобы тот мог претендовать на убежище в связи с сексуальной ориентацией. В этой подготовке также якобы участвовала обвиняемая Лисиченко, с которой Данской связал №3. Он вывел осведомителя и на Гринберг, якобы учившую осведомителя лгать на собеседовании.