Министры иностранных дел стран Евросоюза на встрече в Брюсселе решили ввести новые санкции против российских чиновников из-за ситуации с Алексеем Навальным, а впредь строить отношения с Россией по формуле «Отпор. Сдерживание. Сотрудничество». Об этом сообщает Би-би-си.
Как сообщил на пресс-конференции вечером в понедельник глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель, министры иностранных дел блока в понедельник приняли принципиальное решение расширить санкционный список российских деятелей.
По словам Борреля, он надеется, что работа над новым списком будет закончена в течение недели. О том, кто именно попадет под санкции, он ожидаемо говорить отказался: это обычная практика — не разглашать имена объектов санкций, пока не принято окончательное решение.
Агентство Рейтер ранее сообщило со ссылкой на неназванных дипломатов, что санкции будут введены, в частности, против главы российского Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Калашникова, директора Национальной гвардии Виктора Золотова и генерального прокурора России Игоря Краснова.
Решение министров иностранных дел — это предварительный этап в процессе введения санкций, окончательно же их утверждает саммит ЕС. Очередная встреча глав государств и правительств Евросоюза пройдет 25-26 марта.
Санкции ЕС подразумевают запрет на въезд, заморозку активов и запрет гражданам и фирмам ЕС на сделки с попавшими под санкции лицами.
Российский МИД заявил в ответ, что укоренение во внешнеполитическом арсенале ЕС таких инструментов, как ультиматумы, давление и санкции, вызывает лишь сожаление.
Отпор и сдерживание
По словам Жозепа Борреля, министры единодушно согласились, что Россия взяла курс на вражду с ЕС, и решили дальше выстраивать отношения с Москвой, как выразился Боррель, «по трем линиям»: отпор, сдерживание и сотрудничество.
«Давать отпор — там, где Россия нарушает международное право и права человека. Сдерживать — там, где Россия пытается усилить давление на нас, в том числе посредством дезинформации и кибератак. Сотрудничать — в тех вопросах, в которых мы заинтересованы», — пояснил Боррель.
Список Навального
Вечером в воскресенье двое соратников Навального, Леонид Волков и Иван Жданов, встретились в Брюсселе с восемью главами МИД ЕС и несколькими европейскими дипломатами.
Волков и Жданов сообщили журналистам, что на встрече они говорили об адресных санкциях против ближайших союзников Путина и людей, виновных в грубых нарушениях прав человека.
Соратники Навального призывают ЕС ввести санкции против самых близких к президенту Путину российских магнатов, но некоторые европейские политики говорят, что под санкции должны попасть те, кто напрямую причастен к ситуации с Навальным, потому что непричастные напрямую могут оспорить санкции в Европейском суде.
Сам Алексей Навальный, выступая в Европарламенте в ноябре прошлого года, призывал ЕС ввести санкции против российских олигархов, близких к президенту Владимиру Путину.
В январе соратник Навального Владимир Ашурков опубликовал согласованный с Навальным список россиян, против которых, по мнению оппозиционера, Западу следует ввести санкции. В списке было восемь человек, в том числе миллиардеры Роман Абрамович и Алишер Усманов, глава ВТБ Андрей Костин, телеведущий Владимир Соловьев, глава минздрава Михаил Мурашко и другие.
Но, как писало на прошлой неделе агентство Блумберг, новые санкции ЕС вряд ли затронут российских миллиардеров, так как некоторые страны блока боятся «сжигать все мосты» с Москвой.
Санкции по «закону Магнитского»
15 октября Евросоюз и Британия отреагировали на отравление Алексея Навального, введя санкции против шести российских официальных лиц, в том числе директора ФСБ Александра Бортникова и заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко, а также против Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологий (ГосНИИОХТ).
Теперь, когда список попавших под санкции россиян будет расширен, это впервые будет сделано по новому, принятому только в декабре общеевропейскому закону, который неофициально называют европейским «Актом Магнитского». Официальное его название — «Глобальный санкционный режим ЕС по правам человека» (на английском — EU Global Human Rights Sanctions Regime).
Этот правовой механизм упрощает процедуру введения Евросоюзом санкций против иностранных лиц и учреждений, уличенных в грубых нарушениях прав человека и ущемлении гражданских свобод. Санкции включают запрет на въезд в ЕС, заморозку активов и запрет гражданам, фирмам и организациям стран ЕС на сделки с попавшими под санкции.
Первыми в 2012 году «Акт Магнитского» приняли Соединенные Штаты, назвав закон в честь российского аудитора Сергея Магнитского, который, как утверждают его соратники, разоблачил следователей и чиновников, похитивших сотни миллионов долларов, и погиб в тюрьме.
Позже аналогичные законы под разными названиями приняли страны Балтии, Канада и Британия.
Позиция Москвы
МИД России в заявлении по поводу решения министров иностранных дел стран ЕС назвал санкции противоправными и обвинил Евросоюз в следовании антироссийским стереотипам.
«Категорически неприемлемыми считаем постоянно звучащие неправомерные и абсурдные требования об «освобождении» гражданина Российской Федерации, который был осужден за экономические преступления российским судом на территории нашей страны в соответствии с российским законодательством», — заявил российский МИД.
Освободить Алексея Навального потребовал в том числе Европейский суд по правам человека. Россия, как страна-член Совета Европы, добровольно обязалась подчиняться решениям этого суда.
12 февраля глава МИД России Сергей Лавров в интервью телеведущему Владимиру Соловьеву заявил, что Москва готова разорвать отношения с Евросоюзом, если санкции блока окажутся чувствительными для российской экономики.
«Мы исходим из того, что мы готовы. Если мы еще раз увидим, как мы уже почувствовали не единожды, что в каких-то областях накладываются санкции, которые создают риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах, — да», — заявил Лавров, отвечая на вопрос, движется ли Россия к разрыву с ЕС.
По словам министра, Россия не хочет оказаться в изоляции «от мировой жизни», но должна быть готова к этому. «Хочешь мира — готовься к войне», — сказал Лавров.
Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя слова Лаврова, сказал, что СМИ неверно интерпретировали смысл его слов.
«Смысл как раз заключается в том, что мы не хотим этого [разрыва связей с ЕС], мы хотим развивать отношения с Евросоюзом. Но если Евросоюз пойдет по этому пути [введения санкций с риском для российской экономики], то тогда да, мы будем готовы, потому что надо быть готовыми к худшему», — пояснил представитель Кремля (цитата по ТАСС).
Персональный подход
Представители ЕС, однако, всегда подчеркивают, что обсуждают и вводят санкции исключительно против конкретных нарушителей, а не против экономики какой-либо страны.
Пресса, в том числе и Русская служба Би-би-си, часто ради краткости пишет о «санкциях против России» или «против Беларуси» и т.п., но на деле речь всегда идет об отдельных членах руководства, силовиках или людях из ближайшего окружения правителей.
«Все санкции ЕС нацелены на то, чтобы минимизировать риск непреднамеренных последствий для населения в целом», — говорилось в разъяснениях внешнеполитического ведомства ЕС к принятому в декабре европейскому «Акту Магнитского».