Несмотря на то, что рост закупочных цен на российских НПЗ с начала 2021 года по 1 марта 2021 года на бензиновую группу составил 67% или 14 сомов/л, фактические розничные цены на АЗС Кыргызстана повысились всего на 13,8% или 4,9 сомов/л. Об этом сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана.
«Члены Ассоциации нефтетрейдеров прилагают все усилия для недопущения резких изменений цен и дефицита нефтепродуктов на топливном рынке Кыргызстана. Более того, компании-участники Ассоциации придерживаются социально-ориентированной политики ценообразования. Рентабельность компаний в феврале 2021 года не превысила_1%», говорится в сообщении Ассоциации.
По ее информации, с начала 2021 года по 1 марта 2021 года рост отпускных цен на ГСМ российских заводов-изготовителей составил:
— по бензиновой группе: с 300 $/т до 500 $/т – рост составил 67%, что в среднем составляет 14 сомов на литр топлива;
— по дизельному топливу: с 360 $/т до 470 $/т – рост составил 31 %, что в среднем составляет 8 сомов на литр топлива;
Дополнительно негативным фактором, спровоцировавшим рост конечных цен на местных АЗС, стала значительная девальвация сома КР к доллару США, так как согласно общемировой практики закуп нефтепродуктов с заводов осуществляется в международной валюте, а продажа на территории Кыргызстана – в сомах КР. Девальвация национальной валюты в течение 2020 года превысила 21%, что составляет в среднем дополнительных 6-7 сомов в литре топлива.
Важно отметить, что девальвация кыргызстанского сома стала самой значительной на территории стран СНГ в течение 2020 года. К примеру, если сравнить Кыргызстан с наиболее схожей в экономическом плане страной в СНГ – Арменией, участвовавшей в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе в 2020 году, то девальвация армянского драма не превысила 4% в течение 2020 года, что в пять раз ниже, чем в Кыргызстане.
- Армения – 4%
- Узбекистан – 9%
- Беларусь – 9%
- Казахстан – 11%
- Россия – 12%
- Украина – 15%
- Кыргызстан – 21%
В течение января-февраля 2021 года в Кыргызскую Республику осуществлялись отгрузки со следующих российских НПЗ: Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ и Башнефть.
Значительный рост отпускных цен на российских заводах обусловлен несколькими факторами:
- С конца 2020 года возрос мировой спрос на нефтепродукты в связи с поэтапным восстановлением мировой экономики;
- Цены на нефтепродукты формируются на международных торговых биржах – цена складывается с учетом имеющегося спроса и предложения;
- Общемировой рост цен на нефть – согласно данным на 24 02 2021г. цена нефти марки Brent превысила 67 $/баррель, в то время как на начало 2021 года нефть марки Brent составляла 51,5 $/баррель – рост составил 31%;
- С начала года на топливном рынке Российской Федерации наблюдался дефицит по бензиновой группе в связи с техническими проблемами на Хабаровском НПЗ. Это стало причиной того, что на Дальний Восток РФ поставляли бензин с трех НПЗ из других регионов и Росрезерва;
Ассоциация отмечает, что дополнительным драйвером роста цен на кыргызстанских АЗС стал тот факт, что с начала 2021 года Казахстан в одностороннем порядке прекратила экспорт нефтепродуктов в Кыргызстан, который был открыт с середины мая 2020 года.
Более того, в феврале 2021 года из-за ремонта Шымкентского НПЗ на территории Казахстана наблюдается дефицит дизельного топлива, а также повышение цен на данный продукт. Дефицит планируется покрыть за счет российских поставок.