При каких условиях Китай может направить частные военные компании в Кыргызстан — СМИ

Автор -
1091

Может ли Китай разместить частные военные компании в Центральной Азии — регионе, где Пекин в последние годы усиливает экономическое присутствие? Ответ на этот вопрос пытается найти эксперт по Евразии американского фонда Jamestown Пол Гобл.

Современная история показывает, что мировые державы направляют ЧВК на территории других государств в своих интересах. Россия использовала частные военные компании или их «симулякры» в «странах со слабым или неэффективным центральным правительством — Сирии, Украине, африканских государствах, чтобы «оказывать там свое влияние», пишет автор. США рассматривают такие структуры в качестве вспомогательных ресурсов своей армии. Китай недавно прибегнул к помощи ЧВК в некоторых частях Африки, а сейчас появились предположения, что Пекин может использовать этот подход к «политически нестабильному» Кыргызстану «для защиты своих интересов» в Центральной Азии.

Как отмечает Гобл, «китайские частные военные компании еще не прибыли в Кыргызстан, но российские эксперты предполагают, что они скоро появятся и создадут Москве проблемы».

Автор выделяет две причины, по которым Пекин может отправить «неофициальные военные подразделения» в Центральную Азию. Одна из них — собственные экономические интересы в Кыргызстане, которые могут оказаться под угрозой из-за «политической нестабильности».

В минувшем году поствыборные протесты привели к свержению правительства и отставке президента Сооронбая Жээнбекова. Кыргызстан за последние полтора десятилетия пережил три смены власти, два президента бежали из страны.

«Пекин вложил значительные средства в соседнюю республику и явно обеспокоен тем, что продолжающиеся беспорядки там могут поставить под угрозу его способность сохранить свое экономическое и политическое присутствие. Каждый раз, когда происходит смена руководства в Кыргызстане, почти все аспекты жизни, в том числе и иностранные инвестиции, оказываются перед риском радикальных изменений, потому что правовая система этой страны настолько неразвита, что инвесторы не могут рассчитывать на защиту своих прав», — пишет Гобл.

Второй фактор, подталкивающий Китай к такому шагу, — это рост антикитайских настроений в Центральной Азии в общем и в Кыргызстане в частности.

«Многие кыргызы недовольны тем, как Китай обращается с мусульманским населением Синьцзяна (уйгуров, казахов, кыргызов и представителей других коренных народов удерживают в «лагерях политического перевоспитания в Синьцзяне». — Ред). Действия [Пекина] правительство США и многочисленные правозащитные группы охарактеризовали как акты «геноцида». Бишкек и правительства других стран Центральной Азии в целом неохотно критикуют Пекин, несмотря на недовольство собственного народа», — отмечает автор. Но это может измениться, когда появится новая информация о действиях Пекина против мусульман или к власти в Бишкеке и других столицах Центральной Азии придет новое поколение, прогнозирует Гобл.

Jamestown пишет, политические группы в Кыргызстане «могут разыграть китайский вопрос», что может спровоцировать атаки на работающие в стране китайские компании, как это происходило в прошлом. При таком развитии событий Китай может направить свои собственные частные военные компании, и исход такого сценарий «будет действительно опасным» для всех заинтересованных сторон.

«Китайские «частные военные компании» еще не появились в Кыргызстане, но некоторые российские эксперты обеспокоены тем, что они могут вскоре появиться и создать проблемы для Москвы по двум причинам. Во-первых, Россия участвует в обеспечении безопасности Кыргызстана — у нее есть одна военная база в этой стране, и она говорила о возможности создания второй. Кроме того, любое такое вмешательство Китая может не только еще больше дестабилизировать эту центральноазиатскую республику, но и привести к столкновениям между Российской Федерацией и Китаем, чего Москва хочет избежать, особенно в период роста напряженности с Западом. Станислав Притчин, старший научный сотрудник Московского центра постсоветских исследований Российской академии наук, отметил, что российское правительство надеется, что Китай не будет направлять частные военные компании в Кыргызстан, но все больше опасается антикитайской риторики кыргызстанцев. Политики могут непреднамеренно привести к такой возможности в будущем. Как минимум, сказал он, это уже «риск», который никто не может позволить себе игнорировать», говорится в статье.

По словам Притчина, по законам Кыргызстана не предусмотрено присутствие иностранных частных военных компаний. Это создает представление о том, что китайские подразделения этого типа могут показаться «крайним вариантом» и, возможно, всего лишь «пугалом», призванным запугать Бишкек и заставить его делать больше для защиты китайских фирм. Более того, продолжает он, не исключено, что Китай будет стремиться использовать службы безопасности или «другие силовые ресурсы», которые не находятся под контролем правительства Кыргызстана, а принадлежать тому или иному политическому деятелю. Такой «гибридный вариант» не исключается и может быть эффективным.

Московский аналитик отмечает, что в тяжелые времена в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах такие отечественные негосударственные охранные фирмы помогали защищать китайскую собственность. Так что вполне возможно, что Пекин поддерживал контакты с местными партнерами, которые позволили бы ему использовать их, а не вводить свои собственные «частные армии» в будущем. Однако в то же время такой исход еще больше ослабит центральное правительство в Бишкеке.

Поделитесь новостью