В материале о фейках в отношении Синьцзяна мы обещали рассказать о том, кто и почему распространяет фальшивки о Синьцзяне. Об этом мы пишем на тот случай, если Кыргызстан все же попытаются втянуть в противостояние США — Китай. Как мы писали в прошлый раз, этот конфликт рискует затянуться на десятилетия. А замечательный народ — уйгуры — еще не раз будет объектом для спекуляций, которые к защите прав человека не имеют, в общем-то, никакого отношения…
Занимательная демография
Немецкий военный журналист и писатель Лутц Клевеман еще в 2004 году писал: «США надеются не столько на свои планы военного «окружения» Китая, сколько на окружение его обманчивыми дипломатическими интригами (deceptive surface of diplomatic negotiations)». Если учесть, что американцы никогда не отказываются от методов, которые действуют успешно, то надо полагать, что информационная кампания против Китая, где «раскачивается» так называемая «уйгурская проблема» — часть пресловутых интриг. Потому что «дипломатические» означает «невоенные».
Одним из инструментов этих интриг является, в частности, антрополог Адриан Зенц. Доклады, которые выходят под его именем уже три года, неизменно рассказывают доверчивому обывателю про некие «ужасы», которые сопровождают жизнь китайских мусульман в Синьцзяне. Вот, что пишут о Зенце американские исследователи Макс Блюменталь и Гарет Портер: «Обвинение правительства США в геноциде против Китая проистекает из единственного источника: опубликованной в июне 2020 года статьи Адриана Зенца, немецкого исследователя правого толка, связанного с Мемориальным фондом жертв коммунизма и неоконсервативным «Фондом Джеймстауна» в Вашингтоне, округ Колумбия».
Действительно, летом прошлого года «Фонд Джеймстауна» опубликовал доклад Зенца «Стерилизация, внутриматочная спираль и принудительная контрацепция: действия КПК по ограничению рождаемости синьцзянских уйгуров». В этом докладе Зенц утверждал, что естественный прирост населения в Хотане и Кашгаре — на юге СУАР — в 2018 году составил, якобы, всего 2,58 на 1000 человек.
Однако Зенца подвело Статистическое бюро Синьцзян-Уйгурского автономного района. Оно в своем Ежегоднике за 2019 год вывело, что естественный прирост населения в Кашгаре и Хотане составил в 2018 году 6,93 на 1000 человек и 2,96 на тысячу человек, соответственно.
Также Зенц утверждал, что китайское правительство ежегодно вводит в Синьцзяне от 800 до 1400 ВМС на душу населения. Получается, что каждой женщине в СУАР ежедневно вводили от 4 до 8 спиралей?
В другом месте доклада Зенц написал, что 73,5% замужних женщин детородного возраста в синьцзянском уезде Куча были установлены ВМС в период с 2017 по 2018 год. В сноске Зенц утверждал, что эти секретные данные он получил в 2019 году из Китая. Однако статья, которую он предоставил в качестве доказательства, была написана самим Зенцем для «Фонда Джеймстауна» и вовсе не содержала данных о введениях внутриматочных спиралей в уезде Куча.
Блюменталь и Портер на сайте The Grayzone по поводу демографии в КНР констатируют: «Зенц упустил из виду тот факт, что общий коэффициент рождаемости в Китае в последние годы резко упал по всему демографическому спектру по мере старения населения, а противозачаточные средства становятся все более доступными благодаря таким программам, как ежегодное бесплатное распространение правительством одного миллиарда презервативов. Например, в городе Гуанчжоу, который находится далеко от Синьцзяна, количество новорожденных упало до самого низкого уровня за десятилетие».
Специалист по Китаю и профессор-исследователь в отделе стратегических и оперативных исследований Военно-морского колледжа США Лайл Гольдштейн сказал The Grayzone, что маркировка Зенцем китайского подхода к уйгурам как «демографический геноцид» нелепа «до такой степени, что оскорбляет тех, кто потерял родственников в Холокосте».
Хлопковая война
На фоне всего этого, утверждения Зенца о том, что он чувствует себя «ведомым Богом» в своем исследовании китайских меньшинств — это вообще мелочь. В свободном мире каждый по-своему с ума сходит. Но любопытно, с чего вдруг человек, который однажды сказал: «те, кто отвергает веру в Иисуса, будут приговорены к вечному наказанию», стал вдруг ярым защитником мусульман (Синьцзян) и буддистов (Тибет)? О последнем Зенц тоже писал — еще раньше, чем о СУАР…
Еще в 2019 году газета The Wall Street Journal написала о нарушении прав человека в Синьцзяне. Следом организация «Инициатива за лучший хлопок» (BCI) запустила расследование, чтобы обнаружить «принудительный труд». Ровно год спустя – в марте 2020 года. BCI уведомила некоторых синьцзянских производителей хлопка об отзыве лицензий. Что характерно, за два месяца до этого сайт Ecotextile News писал: «За последние семь лет постоянного сотрудничества с синьцзянскими производителями хлопка BCI не было обнаружено никаких свидетельств принудительного труда».
По какому-то совпадению, с 2019 года BCI руководит представитель некоммерческой организации Supima. Про которую открытые источники пишут: «Supima — это некоммерческая организация в Соединенных Штатах, основной целью которой является продвижение использования выращенного в США американского хлопка сорта Pima во всем мире. Совет директоров Supima состоит из американских производителей из Аризоны, Калифорнии, Нью-Мексико и Техаса». Специалисты знают, что хлопок Pima — главный конкурент синьцзянскому длинноволокнистому хлопку во всем мире. В свое время BCI весьма сильно попортила кровь Узбекистану, обвиняя его в том, что на тамошних хлопковых полях используется детский труд.
То есть, налицо — классический американский принцип: «Ничего личного — только бизнес». При этом — обратим внимание — американские источники ни слова не говорят о так называемых «потогонных фабриках», производящих разные товары для компаний США и Европы. Достаточно открыть в поисковых системах список компаний, имеющих производства в Индии, Бангладеш, Индонезии, других азиатских странах, а также Центральной и Южной Америке. Что мы там увидим? Те самые бренды одежды, обуви и электроники, которые у всех на слуху, как примеры успешного ведения бизнеса.
Недавно развязанная США «хлопковая война» против Китая — всего лишь один из эпизодов общего американо-китайского конфликта. Здесь главный приз — если не весь мир, то, как минимум, Азия. Нам же остается только помнить, что эта война — не наша, хотя есть силы, которые думают иначе. И Кыргызстан обязательно постараются пристегнуть к этой войне. В ней мы можем победить только в одном случае: если будем сомневаться.
Дамир Эркинбаев