2 апреля после пятничной молитвы на закрытом кладбище «Хазрати Имам» в центре города Бухары похоронили 61-летнего Назима Джумаева, известного в криминальном мире по прозвищу «Палач». Об этом пишет «Озодлик».
На его похороны приехали представители криминального мира Казахстана, Кыргызстана, Турции и стран Закавказья, были замечены и местные чиновники.
Тело Назима Джумаева, отбывавшего срок наказания в колонии №11 в Навоийской области, родственникам выдали 1 апреля.
Сообщивший об этом «Озодлику» один из знакомых Назима Джумаева, утверждает, что кримавторитет «умер в результате пыток».
Один из бывших заключенных, в свое время сидевших в тюрьме вместе с Джумаевым, заявил, что «кримавторитет страдал сахарным диабетом и умер от гангрены, начавшейся после травмы ноги».
– Согласно еще одной имеющейся у меня информации, Джумаев скончался от COVID-19, – сказал «Озодлику» знакомый Назима Джумаева.
Однако представитель пресс-службы Главного управления исполнения наказания МВД Узбекистана в телефонном разговоре с журналистом нашей редакции опроверг информацию о том, что Назим Джумаев был убит в результате побоев, нанесенных в колонии.
– Джумаев, употреблявший наркотики, последние четыре месяца лечился от наркозависимости. Он скончался 1 апреля от болезни, развившейся в результате наркотической зависимости, – сказал представитель ГУИН, пожелавший остаться неизвестным.
По мнению руководителя базирующейся во Франции Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежды Атаевой, которая в своем отчете в 2015 году назвала Назима Джумаева «палачом №1 в системе исполнения наказаний Узбекистана», заключенный «стал жертвой плохих условий содержания в колонии».
Джумаева хотели еще при жизни выпустить из тюрьмы
В прошлом году в социальных сетях распространились две видеозаписи. На первой из них видно, как Назим Джумаев поддерживает бойцовскую форму в светлом тренажерном зале без решеток.
Собеседник, в свое время отбывавший срок в одной колонии с Назимом Джумаевым, утверждал, что запечатленный на видео тренажерный зал предназначен исключительно для представителей администрации колонии.
– Хозяин колонии создал все условия для того, чтобы Джумаев мог тренироваться в этом зале, куда вход остальным заключенным категорически запрещен. В этом зале могут тренироваться только сотрудники администрации колонии и надзиратели, – говорил собеседник.
На второй видеозаписи запечатлено, как Джумаев, находясь в колонии, шлет новогоднее поздравление друзьям и говорит, что у него «все хорошо», и что в скором времени» он выйдет на свободу.
Тогда один из бывших заключенных сообщил, что в колонии строгого режима № 64/46 в Навоийской области для Назима Джумаева созданы комфортные условия под предлогом того, что он якобы болен сахарным диабетом.
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» сообщила в прошлом году о том, что брат Назима Джумаева просит правозащитников написать письма в поддержку Джумаева, чтобы попросить президента Узбекистана о его помиловании по гуманитарным основаниям.
Узбекистанские правозащитники были встревожены новостью о возможном освобождении Назима Джумаева из колонии строгого режима.
В прошлом году Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», ссылаясь на своих источников, сообщала, что «на руках Назима Джумаева кровь не одного человека».
«Он беспощадно расправлялся с заключенными, которых ему заказывали сотрудники Главного управления исполнения наказания (ГУИН) и братья Шарифходжаевы – высокопоставленные офицеры из команды Рустама Иноятова – бывшего председателя Службы национальной безопасности Узбекистана (с февраля 2018 года преобразована в Службу государственной безопасности)», – говорилось в сообщении правозащитной Ассоциации.
Однако 1 апреля 2020 года ГУИН МВД Узбекистана распространило заявление, в котором поспешило опровергнуть эту информацию.
В официально заявлении отмечалось, что в период нахождения в колонии Джумаеву добавили срок.
Напомним, что участники 68-й сессии Комитета ООН против пыток, состоявшейся в 2019 году, и участники 128-й сессии Комитета, прошедшей в 2020 году, категорически осудили «практику помилования граждан, причастных к пыткам».
Однако принявший участие на этих мероприятиях директор Национального центра Узбекистана по правам человека Акмаль Саидов серьезно заявил, что осужденные за пытки имеют равные права на помилование и амнистию для заключенных.
Правозащитница Надежда Атаева выступила категорически против позиции Саидова. «Нет! Не имеют такие преступники как Назим Джумаев права на помилование, Акмаль Холматович. Пытки – это преступления, которые не имеют срока давности», – заявляла Атаева, обращаясь к директору Национального центра Узбекистана по правам человека Акмалю Саидову.
Что известно о «Назиме-палаче?»
Назим Джумаев, известный среди заключенных по прозвищу «Палач», был арестован в декабре 2014 года. В 2015 году суд в Узбекистане признал его виновным по 273-й статье («Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт») УК республики и приговорил к 20 годам тюрьмы.
По данным следствия, при задержании Джумаева при нем было обнаружено полкило наркотических средств, что и послужило причиной для вынесения в отношении него столь сурового приговора.
Однако в свое время приближенные к следствию другие узбекские чиновники говорили «Озодлику», что Назим Джумаев был осужден после того, как в 2014 году его специально вызвали из Москвы в Ташкент и заставили принять участие в допросе бывших сотрудников СНБ Узбекистана (ныне Служба государственной безопасности – Ред.).
Тогда Джумаев смог добиться того, чтобы арестованные чекисты быстрее «заговорили» и написали «признательные показания».
Ранее «Озодлик» сообщал об аресте 12 сотрудников СНБ Узбекистана.
До этого Назим Джумаев на постоянной основе проживал в Москве.
В 2014 году «Озодлик» сообщал о том, что Назима Джумаева обвиняют в применении жестоких пыток к бывшим сотрудникам спецслужб Узбекистана в бекабадской колонии № 64/21.
Как сообщали «Озодлику» бывшие узбекские заключенные, изощренные пытки, примененные Назимом Джумаевым к арестованным чекистам, повергли в ужас их родственников, которые согласились выплатить крупную сумму денег только радио того, чтобы Джумаев не заходил в камеры, где содержались их близкие.
Источники «Озодлика» утверждали, что именно благодаря пыткам Назима Джумаева 12 бывших сотрудников СНБ дали признательные показания о том, что были причастны к совершению таких преступлений, как «незаконное предпринимательство», «коррупция» и «присвоение государственных средств».
После того, как 12 чекистов были приговорены к длительным тюремным срокам, в декабре 2014 года Назим Джумаев и сам был отправлен за решетку.
Однако, по словам приближенных к следствию узбекских офицеров, арест Джумаева не был связан с делом о хранении и сбыте наркотиков.
– Джумаев – известный в криминальном мире авторитет. Он владелец ресторана «Голубые купола» в Бухаре. С трудом верится в то, что исполнителя заказов СНБ посадили за полкило анаши. Джумаева отправили за решетку только потому, что ему были известные очень большие секреты. Я верю в то, что за его арестом стоят сами спецслужбы, – говорил наш источник.
В анонимной беседе с «Озодликом» в 2014 году независимые друг от друга источники утверждали, что Назим Джумаев имел тесные связи с руководством узбекских спецслужб.
По их словам, куратором Назима Джумаева в СНБ был сотрудник по фамилии Сергиенко.
По информации источников «Озодлика», Назим Джумаев, известный в преступном мире по прозвищу «Назим Бухарский», а среди заключенных по кличке «Палач №1», является уроженцем Бухарской области.
Также он был известен как владелец ресторана «Голубые купола» в центре Бухары.
Как говорил в 2014 году нашему радио предприниматель, приближенный к воровскому миру, этот ресторан был подарен Джумаеву владельцем одной из мебельных фабрик.
– В Бухаре «Назим-палач» был известен своей жестокостью. Все бухарские предприниматели платили ему дань. Например, ресторан, которым он сейчас владеет, был подарен ему мебельной фабрикой под названием «Музаффар Файз». С 90-х годов Джумаев занимался рэкетом и грабежом. Был трижды судим за рэкет, грабеж и убийство. Он выбил почки не одному из бывших заключенных бухарских колоний. Назим Джумаев в основном жил в Москве. Бизнесом в Бухаре руководил его сын, – говорил один из источников «Озодлика».