«Думаю, Мирзиёев не только нас не допустит к выборам». Интервью Мухаммада Салиха

Автор -
348

Оппозиционная партия «Эрк» («Воля») в начале апреля объявила, что будет участвовать в выборах президента Узбекистана, которые назначены на 24 октября 2021 года, и выдвинет на них своего кандидата. «Эрк» – первая независимая партия в истории независимого Узбекистана. Она была официально зарегистрирована Министерством юстиции в 1991 году, а ее лидер, узбекский поэт Мухаммад Салих, на первых выборах в 1991 году был единственным и главным оппонентом Ислама Каримова. Об этом пишет «Озодлик».

Салих покинул Узбекистан в 1993 году и вот уже более 26 лет живет в эмиграции в Турции. Это произошло после того, как узбекские власти завели на политика уголовное дело и объявили его в международный розыск как террориста, а трое его братьев в Узбекистане были арестованы.

После смерти Каримова и прихода к власти Шавката Мирзиёева имя Салиха было исключено из списка разыскиваемых Интерполом лиц. В марте того же года Салих обнародовал видеообращение в поддержку Мирзиёева. Но позже в интервью Настоящему Времени заявил, что разочаровался в президенте и что Мирзиёев «стал просто популистом каримовского толка». После этого Министерство юстиции  отказало партии «Эрк» в возобновлении деятельности на территории Узбекистана.

В новом интервью Настоящему Времени Салих заметил, что, поскольку ему самому въезд в Узбекистан до сих пор так и не разрешен, кандидатом партии на осенних выборах будет человек, который живет в Узбекистане. В заявлении партии ранее назывались возможными кандидатами ветеран Саловат Умрзаков и известный в Узбекистане певец Джахонгир Атаджанов: он недавно заявил о завершении своей карьеры и подтвердил, что пойдет на выборы президента. Однако окончательно ни одна из кандидатур партией «Эрк» пока не утверждена.

– Господин Салих, в прошлом году вашей партии отказали в возобновлении деятельности в Узбекистане, но вы все же хотите выдвинуть своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Каким образом вы будете этого добиваться, ведь вашего кандидата, скорее всего, не зарегистрируют?

– Наша партия – легальная партия, которая была зарегистрирована в 1991 году. Я сам не могу участвовать в предстоящих выборах президента, потому что мне не дали разрешения въехать в страну. Я, мой въезд все еще находимся под запретом властей. Поэтому мы решили выдвинуть в президенты другую кандидатуру, которая находится и живет в Узбекистане.

– Для многих стало неожиданностью рассмотрение партией «Эрк» Джахонгира Атаджанова в качестве одного из возможных кандидатов на президентских выборах. Не считаете ли вы, что своим заявлением ваша партия поставила крест на Атаджанове как на политическом деятеле в Узбекистане?

– Никто не может поставить крест на каком-то деятеле заявлением о нем или его вхождением в какую-то партию. Для сознательного человека, для демократа и для честного человека вступление в нашу партию должно быть честью. Этот молодой парень был очень известным певцом до сих пор. И если кто не понимает, он вполне сознательно вошел в нашу партию.

– И тем не менее ваша партия все-таки остается неугодной для нынешних властей Узбекистана. Большая вероятность, что кандидата от вашей партии все же не допустят к выборам. Если это произойдет, есть ли у вас какой-то другой план, план Б?

– Если власти действительно осмелятся не допустить нашу кандидатуру, кандидатуру от нашей партии на выборы, то план Б заключается в том, что, во-первых, Мирзияев сам будет показывать себя не как лидера-реформатора. А мы просто покажем, что имидж Мирзиёева, тот имидж, который до сих пор жил в народе, был лживый всегда.

– Не могу не спросить ваше мнение о профессоре Хидирназаре Аллакулове и его попытках зарегистрировать в Узбекистане свою Социал-демократическую партию. Почему на него оказывают такое давление? Он каким-то образом связан с вами?

– Нет, это не связано со мной никак, я даже его лично не знаю. Но я поддерживаю его попытки, его борьбу за демократизацию нашего общества. Сейчас, сегодня для нашего президента, для Мирзиёева, любой человек независимо от его политических взглядов, если он попытается выставить свою кандидатуру против него, автоматически станет врагом, к сожалению.

– Чем ближе президентские выборы, тем больше усиливается давление на оппозицию внутри Узбекистана. При каких обстоятельствах Шавкат Мирзияев может восстановить каримовские методы управления страной?

– Я думаю, он уже их восстановил, почти что восстановил. Я думаю, он не только нас не допустит до выборов. Я предполагаю, он не будет допускать даже новые партии, партию Хидирназара Аллакулова и другие партии, которые попытаются что-то сделать в Узбекистане.

– В целом какие у вас ожидания от предстоящих этой осенью президентских выборов в Узбекистане?

– К сожалению, пессимистические у меня ожидания. Я пока не вижу света в конце тоннеля. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки. Мы должны бороться до конца, чтобы победить этот режим. Это будет шаг к нашей победе, неминуемой победе. Если на это не хватит моей жизни, хватит жизни наших молодых соратников, и они будут продолжать нашу борьбу.

Поделиться