В регионах Туркменистана все чаще можно встретить людей, которые роются в мусорных баках. Источники свидетельствуют, что в последнее время эта картина стала привычной. Об этом пишет turkmen.news.
«Кто-то разыскивает овощные очистки, чтобы накормить скотину, — поясняет житель Марыйского велаята, — кто-то ищет бутылки, чтобы сдать их и немного подзаработать. Часто этим занимаются дети, которые почти наравне со взрослыми вынуждены заботиться о семейном бюджете».
Людям приходится заниматься унизительным промыслом из-за массовой безработицы и постоянного роста цен. Те же корма для скота и птицы подорожали настолько, что граждане вынуждены отказываться от содержания подсобного хозяйства. Килограмм жмыха хлопковых семян для скотины на рынках Дашогуза стоит 7 манатов, такое же количество пшеничной шелухи (ею кормят куриц) – 4,20 манатов, кило джугары – 10 манатов.
Таких цен жители сельской местности Дашогузского велаята не видывали никогда.
Но если семья распродает скот и птицу, то в дальнейшем высока вероятность, что искать еду на помойках придется уже для самих себя.
«Дехкане работают за 25 манатов в день, а одно только растительное масло стоит у частников 40 манатов за пол-литра, — рассказывает жительница одного из районов Марыйского велаята. — Остальные продукты тоже очень дорогие: мясо 70 манатов, сахар 25. Мы просто ждем, когда люди начнут умирать от голода. О том, чтобы поехать на базар и купить одежду для детей, у нас вообще давно уже никто не помышляет».
Тем временем источник из Дашогузского велаята сообщает, что там смертельные случаи уже зафиксированы. Правда, не от физического голода, а от отчаяния и безысходности. В районе, в котором проживает источник, каждую неделю случаются суициды. Люди кончают с собой, потому что им не на что кормить детей. Они предпочитают умереть, нежели видеть, как их дети голодают.
Источники «Азатлык» сообщают, что в последнее время в Мары и Байрамали на людей у мусорных баков стали обращать внимание полицейские. Людей фотографируют, записывают личные данные и требуют расписаться в документе о том, что с ними провели разъяснительную работу.
Однако на практике та «разъяснительная работа», которую сами граждане проводят с полицейскими, оказывается более эффективной. Нетрудно убедить представителей власти в том, что от хорошей жизни такими вещами никто не занимается. В итоге полицейские, по данным «Азатлыка», входят в положение граждан и советуют им приобретать оранжевые жилеты, чтобы маскироваться под сотрудников коммунальных служб. Но марыйцы считают этот совет слишком дорогим: жилет стоит 24 маната.
Основным работодателем в Туркменистане остается государство (хотя власти заявляют о росте доли занятых в частном секторе). Получить работу в школе, больнице или другом бюджетном учреждении — большая удача, нередко такие должности «добываются» с помощью взяток и связей. В итоге бюджетники оказываются в бесправном положении: под угрозой увольнения их вынуждают собирать хлопок, участвовать в массовых мероприятиях и сдавать деньги на различные нужды.
Резкий рост цен на продукты в Туркменистане наблюдается с начала года. Особенно заметно увеличение стоимости товаров в последнее время, когда неофициальный курс доллара начал достигать отметки 40 манатов. Источники свидетельствуют, что ценники на базарах меняют каждые два часа.
Официальный же курс доллара в Туркменистане не меняется с 2015 года, оставаясь на отметке 3,5 маната. Но обмен валюты физическим лицам запрещен, а для бизнесменов крайне затруднен, поэтому реальное влияние на экономику оказывает «черный» курс. В минувшие годы случалось, что он достигал 30 манатов, но власти устраивали облавы на валютчиков, добиваясь снижения курса. Сейчас ничего подобного не наблюдается. Возможно, ресурс силового регулирования рынка исчерпан. В последние месяцы самолеты авиакомпании «Туркменистан» совершили несколько рейсов на Мальту, где печатаются наличные манаты. Однако привоз наличности не оказал ощутимого влияния ни на доступность денег в банкоматах, ни на уровень цен.