Спорная новая Конституция, возвращающая Кыргызстан к президентской форме правления, была одобрена на общенациональном референдуме, но почти всё, что связано с этим документом, предполагает, что она может прожить недолгую жизнь в стране, в которой за 16 лет произошло три революции. Об этом пишет Брюс Панниер:
Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Нуржан Шайлдабекова заявила 12 апреля, что 79,3 процента проголосовавших на референдуме — это около 1,03 миллиона человек — высказались за новый Основной закон, восстанавливающий президентскую форму правления. Против проголосовали лишь 13,65 процента.
Население Кыргызстана составляет около 6,5 миллиона человек, и новую Конституцию поддержал лишь каждый шестой гражданин, поэтому есть все основания сомневаться в том, что исход референдума отражает волю народа.
Для того чтобы голосование было признано легитимным, в нем должны были участвовать лишь 30 процентов избирателей. По предварительным результатам, на участки пришло около 37,1 процента имеющих право голоса: в стране параллельно с референдумом проводились выборы в местные органы власти.
Этот показатель немного ниже 39-процентной явки на выборах 10 января. В этот день кыргызстанцы избрали нового президента и высказались за проведение конституционного референдума.
В январе проголосовали 1,354 миллиона человек, из них 81,44 процента — около 1,1 миллиона человек — поддержали идею референдума.
Но с самого начала проект новой Конституции окружали противоречия.
КАК ПРИНИМАЛИ КОНСТИТУЦИЮ?
Идея изменения Конституции принадлежит избранному в январе президентом Садыру Жапарову. Отказаться от полупарламентской формы правления, к которой страна перешла в 2010 году, и вернуться к сильной президентской власти он предложил по выходе из тюрьмы.
Из заключения его во время беспорядков, последовавших за сфальсифицированными парламентскими выборами 4 октября прошлого года, освободила толпа.
Новая Конституция очень похожа на ту, что уже действовала в Кыргызстане при бывших президентах Аскаре Акаеве и Курманбеке Бакиеве. Оба были отстранены от власти. Частично причиной тому были поправки к Конституции, предоставлявшие им более широкие полномочия.
Жапаров и другие утверждали, что Конституция 2010 года, также принятая на референдуме, создала парламент, который заполнили купившие свои мандаты депутаты, занимавшиеся в основном пререканиями и мало чего добившиеся.
Сфальсифицированные итоги парламентских выборов 4 октября прошлого года в конечном итоге были отменены после массовых демонстраций. В связи со скорым окончанием срока их полномочий (они истекли 28 октября) и тем, что дата новых выборов назначена не была, депутаты парламента, избранные в 2015 году, в тот период проголосовали за продление своих мандатов.
Многие эксперты в области права говорят, что этот факт позволяет поставить под сомнение каждое решение, принятое этим составом парламента с того момента, как его члены продлили полномочия.
Именно этот парламент принял проект новой Конституции во всех трех чтениях в течение нескольких дней в декабре, что нарушило действовавший Основной закон.
Многие противники этих реформ также отмечают, что некоторые изменения были внесены в законопроект уже после того, как он был одобрен парламентом.
Кроме того, под сомнение ставится принятое в конце ноября решение о создании Конституционной палаты и избрание в нее 89 человек.
Многие также задаются вопросом, сыграло ли общественное мнение хоть какую-то роль в разработке проекта новой Конституции, который, в идеале, должны были вынести на общественное обсуждение прежде, чем его одобрил парламент. Но этого не произошло.
Происходящее резко контрастирует с тем, как принималась Конституция 2010 года, в которую на этапе разработки внесли вклад и гражданское общество, и другие общественные группы.
ЧТО СУЛИТ НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ?
Опросы, проведенные в дни, предшествовавшие референдуму 11 апреля, показали, что большинство людей были не слишком осведомлены об изменениях, содержащихся в новой Конституции.
Парламентские выборы, которые первоначально планировалось провести всего через несколько дней после вызвавших кризис выборов 4 октября, были позже отложены.
Теперь, по всей видимости, они состоятся не раньше этого лета, что странно, поскольку недовольство населения именно октябрьским голосованием положило начало пути, который привел Кыргызстан к конституционной реформе.
В соответствии с принятой 11 апреля Конституцией, парламент теряет многие из своих полномочий. Основной закон также сокращает количество депутатских мандатов с 120 до 90.
Нетрудно заметить, что у людей есть все основания сомневаться в легитимности новой Конституции. И могущественный кыргызский народ вполне способен высказать свое негодование, если ему придутся не по душе новый президент и его правительство.
В 2005, 2010 и 2020 годах такое недовольство приводило к свержению действовавших режимов.
Противники новой Конституции придерживаются мнения, что она была продвинута лидером, который вплоть до 4 октября пребывал за решеткой; составлена группой людей, в назначении которых общественность не участвовала; утверждена парламентом, срок полномочий которого истек; и одобрена менее чем 16 процентами населения страны.