В Казахстане, похоже, стартовали игры вокруг поста президента. Транзит власти, по мнению экспертов, завершится с выборами третьего главы государства.
Судя по тому, как разворачиваются «подковерные игры» битва за престол будет жесткой. Причем, борьба развернется между различными провластными кланами на фоне роста протестности в обществе. Не останутся безучастными и геополитические игроки, между которыми усиливается соперничество за влияние в Центральной Азии.
Вот что пишут телеграм-каналы.
«Политологи, как по команде, синхронно вещают глубокомысленными постами про выборы 2024 года. Рахимбеков-Рысмамбетов, и даже Тоғжан Қожалы и прочие начали рассуждать, пойдет ли Токаев на второй срок или нам ждать третьего президента.
Кто-то, подобно Рахимбекову, скрупулезно высчитывает, когда наступит день выборов. «Очередные выборы президента Республики Казахстан будут проводиться в первое воскресенье декабря 2023 года , точнее говоря 3 декабря 2023 года», — знакомит нас политолог с результатами своих подсчетов. Как будто, он не в курсе изобретательности наших юристов из ЦИКа. В основном же, все понимают, что месяц туда, месяц сюда, даже несколько месяцев роли особой не играют. Самое важное — кто встанет у руля, кто из окружения встанет у бюджетного корыта. «Кто тогда станет определять политику в этой части суши?» — прямо спрашивает Рысмамбетов, который хоть и экономист, но соображает, что у нас даже законы рынка подчиняются политической логике.
Многие отметились, отстает только наш любимый Андрей Чеботарев, но он то книжки свои раздает, то встречается с министром юстиции Маратом Бекетаевым. Кстати, отличный пример — семья Бекетаевых успешно поднимается по ступеням карьерной лестницы. Но после изменения конфигурации поля, новая команда вполне может решить, что лучше урегулировать дело Стати другими путями. И услуги Бекетаева, и его иностранных юристов будут уже не так нужны.
Хотя даже Чеботарев обозначил, что он про новый политический сезон. Он пытал Бекетаева по поводу процедуры государственной регистрации политических партий. А это не самый простой вопрос —ведь у нас есть организации, которые бы очень хотели получить официальное признание в органах власти. И есть те, кто хотел бы вывести в поле новые партии.
О том, что это все не досужие разговоры пикейных жилетов в сети говорит одна примета. Политологу Максиму Казначееву, видимо, вкололи дополнительную дозу «Спутника V», потому что он начал вещать про то, как Вашингтон собирается раскалывать Казахстан и разжигать внутренние гражданские конфликты. Может, водочки лишку хватил, или российский Киселев ночью приснился, но обычно спокойный специалист решил пройтись по козням Госдепа. Даже сумму назвал, смешную, правда — полтора миллиона долларов. Такие деньги бастыки верхнего уровня легко поднимают сами, буквально, с пола.
Но Казначеев политолог трезвомыслящий и слова подбирающий. С чего вдруг он ударился в обличение Госдепа? С того, что некоторые вещи у нас прямо не говорятся. Например, о том, что размежевание среди сидящих в высоких кабинетах уже пошло. Он об этом говорит, но вскользь — элита, дескать, расколота на два лагеря. И в этом контексте слова про Госдеп приобретают совсем другое значение. Вспомните их вмешательство в наши выборы, как это ни странно прозвучит. У нас же тут Азаттык (финансируется Конгрессом США) аккурат перед выборами рассказывал, кому какая недвижимость принадлежит? Это ли не вмешательство?
Еще важнее — что все это стимулирует процессы у нас. А они очень непростые — нужно понять, будет ли глобальный передел собственности. Все же понимают, что второй срок Токаева запустит это процесс — новые игроки уже сформировались, и уже готовы. Не так давно, к примеру, от имени президента (как говорят в Алматы) Шымбулак пытались отжать у нынешних владельцев. Как в старые добрые времена — пришли и сказали переписать документы. Бесплатно.
А тут еще политологи нагнетают. А это значит — предвыборная гонка фактически стартовала. Непонятно только, у нас будет второй президент или третий? Чтобы понять — мы пойдем, как обычно, по бенефициарам второго срока», пишет телеграм-канал «Всемирное шежире».
«Из личного окружения влиятельного «консильери» внутриполитической иерархии Казахстана — помощника Елбасы и первого заместителя Управделами президента РК Абая Бисембаева — стало известно, что создание при парламенте нового консультативно-совещательный органа — Межпартийного совета, ровно как и иная непубличная активность спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, связана с его политическими амбициями, а именно с желанием принять участие в выборах президента Казахстана.
Как говорят слухмейкеры из аппарата Мажилиса, в узком кругу доверенных лиц Нигматулин якобы уже и не скрывает, что выдвинет свою кандидатуру на первый пост в стране после истечения первого президентского срока Касыма-Жомарта Токаева.
Говоря о непубличной активности спикера Мажилиса, наши собеседники из личного окружения Бисембаева указывают на то, что Нигматулин проявляет повышенную активность в плане международных парламентских контактов, особенно в отношении России и спикера Государственной Думы Вячеслава Володина и его китайского коллеги Ли Чжаньшу (с обоими Нигматулин сумел выстроить доверительные отношения). Также заметно выросла и бизнес-активность брата-близнеца спикера Мажилиса — Ерлана Нигматулина. Еще в конце прошлого года Ерлан Нигматулин презентовал свой новый завод ферросплавов в Караганде (снабжаемое дешевой электроэнергией с ТЭЦ, принадлежащей свату спикера Мажилиса — олигарху Динмухамеду Идрисову, это предприятие оказалось конкурентноспособным на международном рынке и приносит его владельцу огромную выручку). В планах Ерлана Нигматулина — построить еще два таких предприятия в Караганде, что автоматически сделает его одним из ведущих предпринимателей страны.
О клане Нигматулиных говорят как о реальных хозяевах Карагандинской области, они связаны с криминалом и являются покровителями крупного бандитского клана в этом регионе, что позволяет им по сути, игнорировать местное официальное руководство. При этом клан Нигматулиных не пользуются уважением со стороны общественности Карагандинской области, их считают главными организаторами уголовных репрессий в отношении бывшего премьер-министра и акима области Серика Ахметова, который как уроженец этого региона пользовался там реальной популярностью.
Слухи о том, что спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин обладает политическими амбициями вплоть до президентских, дошли и до наших собеседников в окружении премьер-министра РК Аскара Мамина. «Переназначенный» лично Елбасы премьер, активно наращивающий свой аппаратный вес, является близким другом Нигматулина и в последнее время ушел в открытую оппозицию к действующему президенту Токаеву, что может стать важным фактором возможного успеха Нигматулина на предстоящих президентских выборах. Кроме того, Мамин, чьи бизнес-интересы лежат в самых разных регионах Казахстана, заинтересован в Нигматулине, так как не имеет тех связей, которыми обладает спикер Мажилиса. Речь идет о том, что клан Нигматулиных тесно связан с бандитами, среди которых выделяются представители чеченской диаспоры в Казахстане — эта диаспора «стоит на страже» Владимира Кима, члена «корейской группы» и «кошелька» Нурсултана Назарбаева.
Ким, как известно — номинальный совладелец ТОО «Корпорация Казахмыс» и ее лондонского филиала «KAZ Minerals», в настоящее время отошедший от оперативного управления из-за некачественного менеджмента, вызванного систематическим пьянством, слухи о котором распространяются в секретариате самой корпорации. Реальное управление всей медью и цинком Казахстана в настоящее время сконцентрировали в своих руках Олег Новачук и Эдуард Огай.
Ранее мы писали, что Кима и Нигматуллина также объединяет их «крестный отец», проживающий в России и имеющий российское гражданство — Таир Мансуров. Мансуров — бывший секретарь ЕврАзЭС, экс-посол Казахстана в России и экс-аким СКО, пользовавшийся покровительством таких доверенных лиц Елбасы, как Владимир Ни и Нуртай Абыкаев. Последнего называли ключевой фигурой «шапраштинского клана», несмотря на то, что злые языки до сих пор ссылаются на его киргизское происхождение, а также реальным заказчиком и организатором убийства оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева.
Если говорить о президентских амбициях Нигматулина, то в окружении влиятельного «консильери» внутриполитической иерархии Казахстана — помощника Елбасы и первого заместителя Управделами президента РК Абая Бисембаева — они оцениваются как реалистичные, с высокими шансами на конечный успех. Помимо финансовых средств, спикер Мажилиса обладает мощной поддержкой Елбасы, который ценит его личную преданность. Нигматулин во всех публичных выступлениях подчеркивает, что выполняет поручения только первого президента и практически никогда не упоминает президента действующего. Кроме того, большую роль играет тот факт, что жена спикера Мажилиса является родственницей Елбасы. В правительственном квартале уже давно шепчутся о напряженных взаимоотношениях между президентом и спикером Мажилиса, однако глава государства, вероятно зная о реальном отношении Елбасы к Нигматулину, скорее не решается нанести удар по амбициозному сопернику на предстоящих выборах, а значит рискует своей президентской должностью», пишет «Узун кулак».