Между Иосифом Виссарионовичем Сталиным и Русской православной церковью в течение первой половины 20 века были очень сложные отношения. Гармонизация случилась только в период Великой Отечественной войны, а в 1943 году благодаря Сталину в Церкви вновь появился патриарх. И как же отреагировала РПЦ на смерть Сталина в 1953 году, согласно официальным документам? Об этом пишет канал «Трикстер».
В то время главой РПЦ был патриарх Алексий. За день до смерти Сталина, узнав о его болезни, 4 марта патриарх отправил письмо главам епархий, где сказал о глубокой скорби русского народа и «долге всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего». Патриарх благословил во всех храмах совершить молебствия о здравии Сталина.
6 марта, когда Сталина уже умер, патриарх Алексий от лица всей церкви отправил письмо в Совет министров СССР с выражением глубоких соболезнований по случаю кончины «незабвенного» Сталина, «великого строителя народного счастья». Особенно интересен следующий отрывок:
«Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших. С особым чувством непрестающей любви Церковь наша возглашает ему вечную память.»
8 марта делегация от РПЦ и Антиохийской православной церкви возложили венки на гроб Сталина. 9 марта патриарх провел панихиду по смерти Сталина в Богоявленском патриаршем соборе, перед панихидой он выступил с речью, в которой высказал ряд интересных мыслей.
В начале своей речи патриарх назвал Сталина великим вождем народа и велико-нравственно-общественной силой. По идее он описывает Сталина как некое божество, приписывая ему соответствующие атрибуты: всепроникающий взор, великий ум, военный гений, гениальный человек, гениальный руководитель, поборник мира.
Патриарх говорит, что Сталин выполнял все просьбы церкви и сделал много полезного для нее:
«Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в его последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.»
Помимо своей речи были представлены телеграммы от глав других поместных православных церквей, лютеран и англикан.
Многие высказывались весьма скупо, некоторые называли Сталина великим, об этом, в частности, пишет патриарх Антиохийский и всея Востока:
«Весть о безвременной смерти гениального Вождя и создателя могущества великого Советского государства Иосифа Виссарионовича Сталина наполнила наши сердца глубочайшей скорбью… Просим передать Советскому Правительству выражение нашей безмерной скорби и глубокого сочувствия.»
Разумеется, что гиперболизированные восхваления Сталина со стороны РПЦ имели политическую причину. Во-первых, церковь была не в том положении, чтобы игнорировать его смерть маленьким письмецом, как это сделала Константинопольская церковь, тем более лестные речи церковных иерархов всегда были их любимой фишкой, еще начиная с византийских времен. Во-вторых, церковь накапливала капитал доверия партии, она поймала кураж и не хотела давать поводов для конфронтации.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.