Подготовлен проект Концепции духовно-нравственного развития и физического воспитания личности. Проект концепции вынесен Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана на общественное обсуждение.
Концепция подготовлена в целях поддержки важнейшего направления внутренней политики — воспитание граждан через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, традиционных семейных и общественных ценностей, здорового образа жизни, приобщение к системе общих человеческих ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов Кыргызской Республики.
29 января 2021 года президент С.Жапаров подписал указ «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности». 19 марта 2021 года премьер У.Марипов создал рабочую группу из представителей общественных организаций, министерств и ведомств, научных деятелей по разработке проекта Концепции.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
I. Необходимость принятия концепции
Кыргызская Республика как суверенное государство на пути своего развития испытывает значительные социально-экономические трудности в построении общества основанного на народовластии.
Приобретение независимости странами, входящими в состав СССР, в конце XX века, привело к установлению нового политического и социально-экономического строя, вместе со значительными изменениями внутреннего мира людей и духовно-нравственных ценностей.
В период динамично развивающейся глобализации, наряду с положительными изменениями в обществе, возникли и негативные проявления в нравах, сознании, духовном мире и поведении людей.
Эпоха перемен ценностных ориентиров обусловила необходимость сохранения и развития наследия и традиций, которые передавались от поколения к поколению, а также важность переосмысления жизненных ценностей народа.
Государству необходимо руководствоваться единством национальных и общечеловеческих ценностей в социализации будущего поколения граждан. Права человека, его свободы, обязанности и ответственность считаются высшими ценностями в каждом обществе. Интересы государства и общества должны быть выше личных интересов граждан.
В условиях кризиса духовно-нравственных ориентиров, являющегося серьезной проблемой во всем мире, и стремительного изменения информированности, мировоззрения и сознания народа важно воспитывать граждан страны на основе отечественных достояний, исконно-народных и общечеловеческих ценностей, формировать гражданско-национальную идентичность и гражданскую культуру.
Кыргызское государство уделяет особое внимание приобщению своих граждан к ценностным ориентирам народа и стремлению к мировым инновациям, их глубокому познанию и усвоению образцов любви к Родине и народу, национальным духовно-нравственным ценностям, непреходящим традициям и обязывает все государственные учреждения и организации проводить активную работу в этом направлении.
[глава II в проекте отсутствует]
III. Основные принципы Концепции
Все программы, разработанные по направлениям, определённым в рамках концепции основываются на следующих принципах:
- Приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными.
- Равенство развития духовно-нравственного и физического воспитания.
- Духовно-нравственное воспитание основывается на исконно-народных ценностях, национально-культурных достояниях, богатом жизненном опыте народа и общечеловеческих ценностях;
- Идентичность граждан и укрепление государственности через национальное сознание.
- Честь и достоинство, доблестное служение Родине и народу – одна из сакральных ценностей.
- Приоритет справедливости в решениях и действиях должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
- Приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными.
- Семья, достойное воспитание и качественное образование – основы духовно-нравственного развития и физического воспитания.
- Сострадание, милосердие, отзывчивость и справедливость – основы социальных отношений.
IV. Цели и задачи Концепции
Цель: Формирование образованной, ответственной, здоровой, патриотичной, добросовестной и всесторонне развитой личности, глубоко впитавшей культуру, духовно-нравственные ценности своего народа и приверженной отечественным ценностным воззрениям, почитающей государственный язык как ключевую ценность.
Задачи: Ориентировать народ Кыргызстана, особенно подрастающее поколение на: сохранение целостности государства и обеспечение информационной безопасности; сохранение национальных достояний, исконно-народных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; ведение здорового образа жизни, честного труда; правовое, экологическое и эстетическое воспитание.
V. Основные направления Концепции
5.1 Семья – основа духовно-нравственного развития личности
Заложить глубокие и всесторонние духовно-нравственные основы молодому поколению в эпоху перемен ценностных ориентиров, продолжить славный путь предков, воспитать истинного патриота — главная задача семьи и родителей.
Несмотря на социально-экономические и политические проблемы, безработицу, рост внутренней и внешней миграции и др., семья, родители должны создавать условия для здорового образа жизни подрастающего поколения и получения качественного образования, закладывать крепкую основу духовно-нравственных качеств и формировать трудовые навыки. В соответствии с технологическим развитием современного общества необходимо поддерживать развитие способностей подрастающего поколения и формировать их внутренний мир в духе национальных и общечеловеческих ценностей. В процессе формирования гражданских и патриотических чувств, важно, чтобы семья, каждый из родителей, воспитывал детей своим образцовым поведением, проявлением заботы и ласки.
В ходе формирования в обществе духовных ценностей государство должно заботиться о целостности семьи, всегда и всесторонне создавать условия родителям.
5.2 Достойное воспитание и качественное образование – основа развития личности
Все уровни системы образования – основа воспитания духовно-нравственного развития личности. Деятельность педагогов и наставников в духовно-нравственном развитии личности осуществляется на высоком уровне профессионализма, добросовестности и ответственности. Развитие личности должно соответствовать с его внутренним миром и индивидуальными способностями.
5.3 Здоровье – основа жизни
Государство и общество должны заботиться не только о здоровье отдельного человека, а считать приоритетной задачей сохранение здоровья всей нации. Укрепление здоровья и генофонда нации – одно из приоритетных направлений воспитания общества.
Чтобы в сознании каждого гражданина закрепилось понятие здоровой нации, необходимо прививать навыки здорового образа жизни через спорт, как неотъемлемой части жизни и бороться с алкоголизмом, наркоманией.
5.4 Воспитание к труду
Общество и государство должны заботиться о том, чтобы каждый гражданин осознавал, что честный и неустанный труд – источник благополучия, достатка и довольствия, и следовал этому в повседневной жизни. Движущими силами духовно-нравственного развития личности являются самоотверженный труд и раскрытие своего внутреннего потенциала. Коррупция и эгоизм, сводящиеся к удовлетворению личных интересов – разлагающие общество явления.
Все учреждения и организации в обществе, особенно семья и все институты образования должны воспитывать подрастающее поколение к созидательному труду с малых лет, направляя на достижение материальной независимости.
5.5 Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – формирование эстетического вкуса личности и чувства восприятия красоты, изящества и прекрасного в природе, повседневной жизни, культуре, искусстве.
Воспитание эстетического вкуса в познании и умении ценить прекрасность и красоту национальных ценностей – требование времени. Необходимо направить усилия общества на обогащение эстетической сокровищницы всего человечества нашими ценностями.
5.6 Воспитание национальным и общечеловеческим ценностям
Благородные качества нашего народа как гостеприимство, объективность, честность, справедливость, великодушие, щедрость, нестяжательство, терпимость, умение прощать, доброта, милосердие, патриотизм являются признаками духовной нравственности.
Опираясь на мировой опыт, необходимо поставить традиционную норму, регулирующую социальные отношения, на путь современного развития и обеспечить ее соответствие с правовыми и религиозными нормами – требование времени.
Традиционные правила жизни нашего народа соответствуют общечеловеческим образцовым ценностям. Непреходящее духовное наследие и нравственные ценности нашего народа – сокровищница воспитания.
Многообразие культур и их взаимное сотрудничество – является одной из идей развития человечества. Приобщение молодежи к передовым образцам прогрессивных культур мира, международным нормам поведения и искусству диалога – одно из необходимых условий динамичного развития нашего народа.
5.7 Уважительное отношение к языку и его развитие
Одним из определяющих признаков этноса является родной язык. Высоко ценить искусство и культуру речи – необходимость современного общества. Государственный язык – средство построения гражданского общества, развития сотрудничества и отношений между этносами.
Владение государственным и родным языком этносами, умение грамотно говорить и писать на этих языках – патриотический долг каждого гражданина и показатель его культуры.
Вместе с тем, изучение официального и мировых языков, умение ими пользоваться в повседневной жизни – необходимость развития каждого гражданина, общества.
5.8 Экологическое воспитание
Бережное отношение к природе – непреходимая традиция народа и один из признаков нравственности человека. Рациональное, не причиняя вреда, использование и передача природных богатств потомкам – долг каждого поколения. Воспитательная работа, опирающаяся на богатый жизненный опыт народа и достижения мировой экологической культуры – залог жизни в гармонии с природой.
5.9 Воспитание правовой культуры
Одной из основных идей Конституции суверенной Кыргызской Республики являются права, свободы и обязанности гражданина. Свобода и ответственность личности должны ставиться в центре внимания общества как высшая ценность. Права и свободы человека, обязанности и ответственность – главный признак развития государства и показатель его международного авторитета.
5.10 Гражданское развитие и патриотическое воспитание
Защита прав и свобод каждого гражданина страны, уважение закона, освоение добросовестного поведения, усвоение образцов общечеловеческой культуры, соответствующих духу нации, самокритичность, стремление к инновациям – один из основных путей патриотического воспитания и гражданского развития.
Одним из источников безопасности, стабильности и благополучия государства является достижение в стране межэтнического согласия, взаимного уважения прав и культур. Укрепление межэтнических отношений, развитие гражданской идентичности “Кыргыз жараны” – одно из условий развития гражданского общества.
5.11 Сохранение целостности кыргызского государства
Основа духовно-нравственного воспитания – сохранение целостности кыргызского государства через укрепление единства народа, почитание суверенитета государства и патриотизма, приоритет интересов народа, бережное отношение к истории, культуре своего народа, развитие чувства национальной гордости за героическую борьбу предков и высокого патриотического сознания.
VI. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
6.1 Воспитание – ответственность всех организаций в государстве
Для духовно-нравственного развития личности необходим ответственный и творческий подход к учебно-воспитательной деятельности всех институтов общества – государственных, общественных организаций, средств массовой информации, научно-исследовательских учреждений и разработка на основе Концепции Плана мероприятий, а также их единая системная деятельность.
6.2 Способы и формы воспитания
Воспитание – это целенаправленный, ответственный процесс, состоящий из творческих поисков. Для достижения целевых результатов необходимо использовать все виды методов воспитания.
В воспитательной работе необходимо использовать различные апробированные в мировой практике формы: массовые, групповые и индивидуальные.
6.3 Социальные условия реализации содержания воспитания
Процесс воспитания личности проходит повсеместно во всех сферах общественной жизни. Воспринимая в жизни справедливость, беспристрастность, образцы культуры, организованность в достижении великой цели личность будет стремиться к этим ценностям.
Поощрение граждан за трудолюбие, добросовестность, патриотизм и их достижения успехов, уважения в обществе, а также общественное порицание за плохое поведение в глазах подрастающего поколения будут способствовать формированию духовно-нравственной, благородной, доблестной личности.
Государство должно создать соответствующие условия для успешного духовно-нравственного развития и физического воспитания. Процесс воспитания должен быть подкреплен необходимыми материальными, экономическими ресурсами, оборудованием, учебно-методическими комплексами, механизмом стимулирования труда педагогов-воспитателей и наставников.
VII. Результаты и оценка воспитания
Результатом духовно-нравственного развития личности является обретение им высоких человеческих качеств, которые ставят выше целостонсть государства и его интересы, овладевают глубокими и качественными знаниями, гордятся историей своего народа, героической борьбой предков, преданы идее единства и согласия народа. Формирование личности любящей родной язык, почитающей традиции, ценности и достояние народа, уважительного отношения к старшим и младшим, проявляющей гостеприимство.
Воспитание трудолюбивого, ответственного, справедливого, милосердного, щедрого, бережного к природе гражданина с глубоким чувством долга перед народом, стремящегося к благополучию общество.
Формирование ответственной, здоровой, уважающей права, свободы человека и закон, впитавшей добросовестное поведение и образцы человеческой культуры, самокритичной и стремящейся к инновациям личности.
VIII. Источники финансирования
- Республиканский бюджет
- Местные бюджеты
- Специальные средства
- Средства спонсоров
- Финансы общественных фондов
- Грантовые средства.
Отчетность по воспитательному процессу во всех уровнях необходимо обеспечить под контролем Исполнительной власти и общества.
IX. Заключение
Концепция является нормативным документом, разработанным на междисциплинарной научной основе, для мониторинга процесса и результата реализации цели и задач по духовно-нравственному развитию и физическому воспитанию личности.
Достижение цели учебно-воспитательного процесса обусловлено охватом всего общества, тесным взаимодействием всех учреждений и организаций в государстве, работающих по единой программе духовно-нравственного развития и физического воспитания личности.