В недавно вступившей в силу Конституции Кыргызстана прописано, что глава кабмина одновременно возглавляет администрацию президента, а состав кабинета утверждается Жогорку Кенешем. Но недавние назначения на вышеуказанные посты разных людей вызвали вопрос: нет ли здесь нарушения Основного закона?
В администрации главы государства дали пояснения по этому поводу. О том, что же происходит вокруг вступившей в силу Конституции, рассказывает «Азаттык».
Кабинет министров переходного периода
После подписания новой Конституции президент Садыр Жапаров сразу сформировал кабинет министров и свою администрацию. Главой первой структуры, то есть председателем правительства, стал Улукбек Марипов, а администрацию возглавил Суйунбек Касмамбетов. Тем самым оба сохранили свои прежние посты.
Согласно статье 70 нового Основного закона состав кабинета министров должен быть утвержден Жогорку Кенешем, но в этот раз такого согласия получено не было.
Политолог Айданбек Акмат уулу говорит, что благодаря нормам переходного периода президент сосредоточил всю власть в своих руках:
‒ Конституция должна была заработать, как только вступила в силу. И как прописано в ней — возглавлять администрацию президента и кабинет министров должен был один человек. А для формирования правительства необходимо было получить одобрение парламента. Но ссылаясь на переходные положения, они смогли обойти Конституцию, и теперь ничего непонятно. Президент, получив возможность назначать членов кабмина без одобрения парламента, обрел неограниченную власть. При этом не был рассмотрен вопрос о том, имели ли моральное право быть повторно назначенными в правительство люди, допустившие такие недочеты, которые привели к кровопролитию на границе и унижению государства.
В свою очередь администрация президента дала пояснения по поводу утверждений, что кадровые назначения не соответствуют Конституции. Первый заместитель главы администрации Медербек Сатыев отметил следующее:
‒ В соответствии со статьей 4 Закона «О Конституции КР» президент временно формирует состав кабинета министров и назначает руководителей иных органов исполнительной власти, пока нет сформированного новым Жогорку Кенешем кабинета министров. По Конституции парламент состоит из 90 человек. Когда придет новый состав депутатов, тогда и будет формироваться новый состав кабинета министров.
Он также добавил, что статьи 2-8 (переходные положения) Закона «О Конституции КР», являются нормами, обеспечивающими стабильность, преемственность институтов власти и общества, а также вступление в силу самой Конституции.
Таким образом, теперь понятно, что нынешний кабинет министров является временным. После предстоящих этой осенью парламентских выборов будет сформирован новый кабмин, председатель которого и возглавит президентскую администрацию.
Приведение в соответствие с Конституцией
31 марта Садыр Жапаров подписал указ о создании Совета по вопросам совершенствования судебной и правоохранительной деятельности при президенте КР для приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией. А 26 апреля в интервью одному из государственных телеканалов глава государства сообщил, что в Жогорку Кенеш будет внесен пакет из 17 законопроектов, среди которых есть и конституционный закон «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша», в котором пропишут, как будет формироваться будущий парламент страны.
Член вышеуказанного Совета, директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова раскритиковала процесс приведения законов в соответствие с Конституцией:
‒ Президент говорит, что «пакет из 17 законопроектов готов, Жогорку Кенеш должен до июля принять его», но я не получала никаких документов, хотя являюсь членом данного Совета, нас не вызывали и никаких законов мы не обсуждали. То есть это пишется в администрации президента. А парламент примет все без обсуждения и ознакомления. Если уж на то пошло, я даже не знаю, кто готовит этот пакет законов. Когда писалась Конституция, мы предупреждали, что концентрация власти в одних руках может иметь плачевные последствия. Вот это и есть первые плоды. Да, все ненавидят парламент. Но в Жогорку Кенеше имеется своя процедура принятия законов. Там у нас была возможность заранее ознакомиться с документами. А теперь мы лишены этого права.
Однако первый заместитель руководителя администрации президента Медербек Сатыев отверг критику Чолпон Джакуповой:
‒ Все члены совета работают, все приглашаются. Информация о том, что не приглашали, не верна.
Между тем председатель Конституционного совещания Бекбосун Борубашев в интервью радио Би-би-си признал, что в новой Конституции имеются недостатки. В частности, отметил он, разработчики недостаточно прописали ответственность правоохранительных и судебных органов. По его словам, ответственность за Конституцию несет власть, а недостатки Основного закона будут восполнены законами:
‒ Законодательство должно улучшаться. Конституцию писал не только я, а 98 человек, у каждого из которых имеется свое мнение. Невозможно все вписать в Конституцию, иначе она перестанет быть таковой. У парламентаризма, который многие хвалили, было много недостатков. Лидеры партий продавали мандаты, почему об этом не говорят? Мы три месяца мерзли, пока писали Конституцию, ни сома не получили, работали честно. А в 2010 году сколько денег потратили на написание Конституции и кодексов?
Инвентаризация законодательства
Наряду с работой по приведению законов в соответствие с Конституцией начата и инвентаризация законов. Указ о ее проведении подписал глава государства и создал рабочую экспертную группу. Предполагается, что в результате инвентаризации около 400 законов утратят свою силу.
‒ 15 апреля был опубликован проект закона «О нормативных правовых актах КР» в новой редакции, разработанный Министерством юстиции. Несмотря на то, что для подготовки этого документа у правительства было около двух месяцев, законопроект содержит большое количество существенных недочетов. К примеру, предлагается установить, что Конституция больше не будет являться нормативным правовым актом. Это полный абсурд! Таким образом, даже при наличии достаточного времени главный государственный орган, отвечающий за качество законов, допускает столь серьезные недоработки! В этой связи, общество испытывает вполне обоснованную тревогу в связи с перспективой одновременной отмены 400 законов… Эти инициативы содержат не просто риски, но реальные угрозы безопасности государства, поскольку могут привести к коллапсу правовой системы республики и катастрофическому параличу деятельности всего государственного аппарата.
А вот что рассказала об инвентаризации законодательства пресс-секретарь Минюста Айнура Сулайманова:
‒ Для реализации указа президента об инвентаризации законов решением правительства была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Жогорку Кенеша, представители судебной и исполнительной ветвей власти, местных органов самоуправления, а также неправительственных организаций, независимые эксперты. На сегодня в КР имеется 4687 законов, из которых целевыми, профильными являются 415, по 356 из них мы уже начали работу. Инвентаризация будет проводиться по таким критериям, как соответствие Конституции, отсутствие противоречий с другими законами или их дублирование, отсутствие пробелов, а также неиспользование законов.
Новую редакцию Основного закона, который устанавливает президентское правление, Садыр Жапаров подписал 5 мая, в День Конституции. В тексте этого закона прописано, что приведение законов в соответствие с Конституцией должно быть реализовано в течение полугода. А инвентаризация законодательства КР должна быть завершена 31 декабря этого года.