«И Германия, и СССР проиграли в той войне, победила зелёная бумажка»- откровения ветерана немецких СС о войне с Советским Союзом

Автор -
865

Несмотря на то, что большинство служащих Ваффен СС были идейными нацистами, многие из них начали «прозревать» к концу войны, понимая, что всё немного сложнее, чем твердила геббельсовская пропаганда. К таким людям можно отнести и Клеменса Белера, которой прошел через всю Вторую Мировую Войну. Его интервью, это возможность посмотреть на Советский Союз и Красную Армию «со стороны врага», пишет «Две войны».

«Шли на войну с Россией вполне осознанно»

Незадолго до смерти бывший оберштурмфюрер моторизованной дивизии СС «Недерланд» (1-й голландской) Клеменс Белер на встрече ветеранов Вермахта и Ваффен СС интересно и откровенно высказался о войне с Советским Союзом.

Можно счесть его слова просто «старческой болтовней», но нельзя не отметить то, что изрядная часть простой и искренней «солдатской правды» в них всё-таки есть.

«Многие из нас спустя годы оправдывали своё участие в войне с Россией тем, что они «просто выполняли приказ». Что их «отправили на Восточный фронт помимо их воли, и они ничего не моли поделать против огромной государственной машины». Что они «не хотели воевать». Что фюрер «запудрил им мозги и обманул их».Но давайте будем откровенными: все эти отговорки – чушь. Все, у кого тогда была голова на плечах, прекрасно всё понимали и шли на войну с Россией вполне осознанно», – отмечает Белер.

Поступив на службу в СС в августе 1940 года, Клеменс Белер получил пехотную и артиллерийскую подготовку в бывшем прусском кадетском корпусе.

«Я воевал за идею»

Волей случая он был выбран в качестве натурщика художником Антоном Оттомаром, который рисовал агитационные плакаты о СС. Плакат «Вступай в Ваффен СС с 17-го года жизни», на котором молодой человек был изображён в форме и каске, был широко растиражирован и до сих пор известен историкам.

«Скажу за себя лично. Я воевал не только потому, что выполнял приказ, или потому что меня послали – я воевал за идею. Я искренне верил, что делаю правильное дело, что всё это к лучшему. Да, мы натворили много ужасных вещей, но война – это вообще страшная штука. Это худшее, что может случиться с человеком. Не озвереть в таких условиях очень сложно. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже», – рассуждает ветеран Ваффен СС.«Советские солдаты тоже сражались за идею, – свою, которую они тоже считали единственно правильной. Но, в отличие от нас, они дрались не только за идею, но и за свой дом. Советские ветераны ни о чём не жалеют и заслуженно пользуются огромным уважением. А мы – всего лишь пятно на имидже современной Германии».
В самом начале вторжения в СССР Белер был направлен на Восточный фронт – в составе артиллерийского полка 1-й дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», и принимал участие в боевых действиях на Украине. В сентябре 1941 года он получил тяжёлое ранение и надолго выбыл из строя.

«В бой бросали всех способных держать оружие»

Вновь вернуться на Восточный фронт ему довелось только в декабре 1942 года, уже в составе артиллерии 4-й моторизованной полицейской дивизии СС, воевавшей под Ленинградом.

В январе 1944-года Белер был переведён в 54-й артиллерийский полк в составе моторизованной бригады СС «Недерланд» (позже – дивизия «Неделанд»), командиром батареи. Эта воинская часть была укомплектована голландцами и усилена немецким офицерским составом.

25 января 1945 года, в Латвии, Белер получил тяжёлое ранение в голову и вместе с другими ранеными был эвакуирован морем в Германию. В апреле 1945 года он вернулся из госпиталя в свой полк, находящийся в районе города Мюлльрозе.

«Это было время беспорядочного отступления и бессмысленного сопротивления, которое ничего уже изменить не могло. В бой бросали всех способных держать оружие. Голландцев из дивизии «Недерланд» вообще перестали считать за людей – они окончательно перешли в категорию «пушечного мяса»,– рассказывает ветеран Ваффен СС.

Вскоре остатки дивизии «Недерланд» попали в котёл под Хальбе. Но Белер избежал плена, в начале мая вплавь преодолев Эльбу. После чего благополучно пешком и на попутках добрался до родного города Бохума (в 500 км от Эльбы).

«В этой мясорубке сгинула практически вся дивизия, включая и немецкий офицерский состав тоже. На самом деле, я один из очень немногих, кому удалось выбраться», – отмечает Клеменс Белер.

В Бохуме его посадили в тюрьму английские оккупационные власти, и лишь в 1947 году Белер был отпущен домой. В 1960-х годах он поступил на службу в бундесвер (тоже в артиллерию) и дослужился до звания подполковника.

До самой смерти (в 1998 году, в возрасте 75-ти лет) Клеменс Белер активно участвовал в работе ветеранской организации HIAG (Общество взаимопомощи членов войск СС).

В 90-х годах приглашался в Эстонию и, вместе с другими бывшими эсэсовцами, ходил на приём к президенту Эстонии Леннарту Мери. Но посещать Россию Клеменс Белер, в отличие от некоторых других немецких ветеранов, не захотел:

«Зачем? Разве мне там кто-то будет рад, или меня там ждут хорошие воспоминания? Я уже отживший своё старик, дитя прошлого века, в нём я и останусь. Гораздо раньше, в 60-е или 70-е, я бы, возможно, захотел побывать в СССР, и мне было бы интересно пообщаться с вашими ветеранами. Я бы многое мог сказать им…Но тогда это было нереально. Раны, которые были нанесены войной России, были ещё свежими, и тогда меня никто из них просто не стал бы слушать».

Клеменс Белер в своём выступлении с огромным уважением высказался о воинах Красной Армии и выразил уверенность, что и немцы, и русские стали жертвами глобальных политических интриг:

«Я считаю, что и Германия, и СССР проиграли в той войне. Да-да, и Германия, и Россия. А победила – зелёная бумажка. Доллар. Тогда мы, немцы, и советские солдаты сражались и умирали как настоящие мужчины, каждый за свою идею – пусть утопическую, но живую, справедливую и прекрасную (в нашем понимании). А теперь все сражаются и умирают за зелёные бумажки, выпущенные далеко за океаном. Я уверен в том, что столкнули Германию и Россию, и в итоге выиграли в этой войне – банкиры».

Повторение мировой войны в будущем ветеран Белер с уверенностью отверг:

«Такой большой войны никогда уже не будет. И не потому, что банкирам людей жалко: просто миллионы и миллиарды граждан разных стран и так делают всё, что им нужно. А они просто дёргают за нитки. Войны теперь ведутся уже не на полях сражений, а в головах людей и народов».

В словах Белера о бессмысленность войны есть много разумных высказываний, но к сожалению, он осознал это для себя слишком поздно.

Поделитесь новостью