Были или нет заговоры с целью свержения Сталина?

Автор -
396

    Можно быть уверенным, что сразу можно получить комментарии, отвергающие любые попытки даже просто изложить версии и факты, свидетельствующие о попытках устранить Сталина с политической арены.

    Аргумент в противовес версии о заговорах против Сталина обычно вот такой — Этого быть не могло по определению… Это все придумано, а Сталин — маньяк… Все «показания» о заговорах выбиты следователями НКВД при пытках… Все суды с якобы признаниями — это мистификация… Это все паранойя Сталина, а т.н. «заговорщики» — честные и верные партийцы… и т.д., и т.п.

    Ведь, если признавать существование заговоров в 1930- х годах с целью устранения Сталина от власти, значит придется признавать обоснованность репрессий против ряда политических деятелей того времени. И те, кто пытаются каким-то образом доказать существование антисталинских заговоров, тем самым, стало быть, косвенно оправдывают аресты и политические репрессии того времени. Такая вот простая логика.

    В то же время канал Добрый помощник Богини Клио рассказывает о некоторых подробностях, которые могут свидетельствовать о попытках покушения на Сталина.

    Заговоры против Сталина были.

    Возможные якобы страхи Сталина перед покушениями пытались объяснить тем, что он, мол, якобы, страдал паранойей. Эта версия особенно пышно расцвела и педалировалась в годы перестройки, когда в популярных газетах и в толстых журналах регулярно печатались всевозможные «откровения» о времени Сталина и о нем самом.
    Как-то и появился материал со ссылкой на якобы слова академика В.М.Бехтерева, якобы осматривавшего Сталина и поставившего ему такой диагноз.

    При этом Бехтерев якобы, после осмотра Сталина, вышел и публично объявил об этом своем диагнозе! Что само по себе просто нонсенс — даже если что-то и бывает, врач никогда публично оповещать о поставленном диагнозе не будет. Тем более людей посторонних.

    Ну, а сам Бехтерев, якобы во всеуслышание объявивший об этом диагнозе, незамедлительно, естественно, был ликвидирован по указанию Сталина. Вот, примерно такую картину рисовала перестроечная пресса.

    Сталин был нормальным и понимал, что делал. А противников у него было более, чем достаточно. Самым мощным из них, пожалуй, был Лев Троцкий. Даже тогда, когда его отстранили от власти, он не смирился и борьбу продолжал. А соратников и единомышленников в то время в рядах ВКП(б) у Льва Давидовича, надо прямо сказать, хватало.

    Лев Троцкий (Лейба Бронштейн, 1879-1940). Фото из открытого источника
    Лев Троцкий (Лейба Бронштейн, 1879-1940). Фото из открытого источника

     

    Вот такое откровение недавно прочитал — «Как выяснилось в последние годы, подпольная деятельность троцкистов в СССР носила отнюдь не мифический характер. Это стало особенно очевидным после того, как стали известны документы из закрытого фонда Льва Троцкого, хранившегося в США».
    Это в книге «Тайный агент Дзержинского» написала Элизабет Порецки (1898-1978), вдова известного советского разведчика-невозвращенца Игнатия Рейса (настоящее имя Натан Порецкий, 1899-1937)

    Игнатий Рейс (Натан Порецкий,1899-1937). Фото из открытого доступа
    Игнатий Рейс (Натан Порецкий,1899-1937). Фото из открытого доступа

     

    Надо полагать, что особую тревогу у Сталина вызывало то, что немало должностей в армии занимали люди, выдвинутые в своё время именно руководителем военного ведомства Львом Троцким.
    Вот и выходило, что возможности для противостояния с генеральным секретарем у отстраненного от власти Троцкого все таки имелись.
    И он это неоднократно подчёркивал.

    Так в 1927 году на Пленуме ЦК ВКП(б), Лев Давидович, в ответ на предложение исключить его из партии, взял слово и заявил буквально следующее — «Вы — группа бездарных бюрократов. Если произойдёт война, вы будете совершенно бессильны организовать оборону страны и добиться победы. Но когда враг окажется в 100 километрах от Москвы, мы свергнем бездарное правительство. Мало того, мы расстреляем эту тупую банду ничтожных бюрократов, предавших революцию…» ( Из книги А. Лапшин. Под знаменем скорпиона. М. 1996, с.239 ).

    Это был озвученный Троцким «Тезис Клемансо» — в случае войны, даже если враг будет находиться в нескольких десятках километров от столицы, необходимо произвести военный переворот и отстранить правительство от власти.
    Этот тезис в свое время озвучил Жорж Клемансо (1841-1929), премьер-министр Франции.

    Жорж Клемансо (1841-1929), французский политический и государственный деятель, журналист, премьер-министр Франции.
    Жорж Клемансо (1841-1929), французский политический и государственный деятель, журналист, премьер-министр Франции.

     

    Сталин, понятное дело, пропустить такое заявление мимо ушей просто не мог. Тем более понимая, что Троцкий — это тот человек, что зря слов на ветер не бросает. И то, что Троцкий попытается использовать свои возможности в Вооруженных Силах.

    Исследователь Владимир Бобренёв в монографии «За отсутствием состава преступления» (из серии «Русские тайны») приводит интересную информацию о предположениях подобного рода.
    Троцкий одно время поддерживал контакты со своими единомышленниками через некоего Суварина, входившего в своё время в состав Исполкома Коминтерна.
    Борис Суварин (настоящее имя Борис Лившиц) — французский политический деятель и писатель, антисталинист.

    В самом конце 1920-х годов Суварин несколько раз встречался с советским консулом в Париже Николаем Кузьминым.

    (1883-1938)
    (1883-1938)

    Через Суварина, как предполагается, Троцкий склонял Кузьмина на свою сторону и призывал его убедить Тухачевского в необходимости перехода к активной борьбе против Сталина.
    Правда, вот это конкретно вряд-ли могло быть — отношения Кузьмина и Тухачевского были напряженными: Тухачевский в свое время увел у Кузьмина жену. Однако сам факт поиска Троцким возможностей влиять на военных, мне представляется очень реальным.

    Об том свидетельствует следующее — в 1932 году Суварин якобы в разговоре спросил у писателя, журналиста и военного корреспондента Исаака Бабеля — «Есть ли возможность каких — либо изменений в Советском Союзе?».
    Бабель ответил только одним словом — «Война».
    Суварин продолжил — «А кто в таком случае возглавил бы армию?».
    И Бабель без колебаний ответил — «Путна».

    Витовт Казимирович Путна, участник войны с Польшей, участник подавления Кронштадтского восстания (1921) и подавления ряда крестьянских восстаний.
    В 1923 году примыкал к троцкистской оппозиции.
    В 1927-1930 годах — военный атташе в Японии, Финляндии, Германии.
    С 1934 года — военный атташе в Великобритании.
    В 1936 году был отозван в СССР и 20 августа 1936 года арестован.

    Любопытный персонаж…

    В.К.Путна (1893-1937). Фото из открытого источника.
    В.К.Путна (1893-1937). Фото из открытого источника.

     

    То, о чём говорил Бабель с Сувариным, совпадает с речью Троцкого на пленуме ЦК, о которой говорилось выше.

    О том, что в Красной Армии существовал заговор, знали и Черчилль, и Гитлер с Геббельсом.
    В своих мемуарах Черчилль отмечал, что имел место заговор и что «после этого последовала безжалостная и небесполезная чистка среди военных и политиков в Советской России…».
    А пресловутый Геббельс в дневнике, незадолго до самоубийства, записал, касаясь вопроса репрессий в Красной Армии — «Сталин своевременно провёл эту реформу и поэтому пользуется сейчас её выгодами…».

    ЕЩЕ ПОПЫТКИ

    В июне 1937 года опять последовала попытка сместить Сталина. В роли инициатора выступил один из руководителей Коминтерна Осип Аронович Пятницкий, один из руководителей Коминтерна, соратник Ленина и Крупской.
    В исследовании его сына Владимира Пятницкого «Заговор против Сталина» ( М. 1998 ) говорится о Коминтерне и о самом Осипе Пятницком. Владимир Пятницкий изучал документы о деятельности этой организации и своего отца, стоявшего у её истоков.

    В конце концов Владимир Пятницкий пришёл к выводу — его отец принимал участие в заговоре против Сталина.
    Собирались заговорщики нелегально, «за чашкой чая».

    Стоит обратиться к словам автора. Владимир Пятницкий замечает, что уже тогда никто не верил в стихийность произошедшего на Пленуме ЦК. «Пошли разговоры о «чашке чая» — совещании, на которое перед Пленумом Пятницкий созвал многих секретарей обкомов, старых большевиков и своих соратников по Коминтерну. Предполагалось, что именно тогда и была достигнута предварительная договорённость о единой позиции…
    Я думаю, что их было не пятнадцать человек, а гораздо больше… Как рассказывал А. Тёмкин, а ему об этом поведал в камере внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке сам Пятницкий, одним из участников совещания… был секретарь Московского Совета Филатов, который немедленно же обо всем, что там происходило, рассказал Сталину. Результаты этого сказались сразу же… Сталин, естественно, принял меры… Григорий Каминский был арестован сразу после окончания дневного заседания Пленума первым заместителем Ежова Фриновским. По его личному указанию, после вечернего заседания, были арестованы почти все участники Пленума, выступившие против Сталина. Хатаевич, секретарь одного из обкомов партии, был арестован по дороге домой. На этом же пленуме практически были утверждены смертные приговоры Бухарину, Рыкову и их однодельцам и продлены чрезвычайные полномочия Ежову «для продолжения борьбы с контрреволюцией» — пишет Владимир Пятницкий.

    Можно, как угодно относиться к тому, что и как обсуждали «за чашкой чая», может ничего такого, на сегодняшний взгляд, и не было. Но! Надо учитывать именно то время, когда происходили события.

    А вот, к примеру, что рассказывала в своих воспоминаниях Александра Николаевна Сафонова, жена Ивана Никитовича Смирнова (1881-1936), сторонника Троцкого, советского политического деятеля, одного из лидеров Левой оппозиции.

    А.Н.Сафонова (1897-1959). Фото из открытого доступа
    А.Н.Сафонова (1897-1959). Фото из открытого доступа

     

    Сафонова вспоминала про слова Сергея Мрачковского (1888-1936), советского военного и хозяйственного деятеля, тоже участника Левой оппозиции.

    «.. Мрачковский с глазу на глаз беседовал со Сталиным о БАМе. Вернувшись, рассказывал нам — «Удивительно, он умеет охватывать суть дела… Кстати, как же просто его ликвидировать».
    Иван Никитович ответил — «Мы этого делать не можем».
    На что я сказала — «Зачем тогда эта болтовня безответственная»…

    С.В.Мрачковский (1888-1936). Фото из открытого доступа
    С.В.Мрачковский (1888-1936). Фото из открытого доступа

     

    Что касается самих оппозиционеров, то нельзя не учитывать тот факт, что они сами создавали тогдашнее советское общество, сами стояли у его истоков и, когда сами были у власти, то поступали со своими противниками и оппонентами точно так же, как поступили с ними.

    ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

    Во время Великой Отечественной войны попытки организовать заговор против Сталина не прекращались.
    Вот лишь один пример.

    Михаил Коршунов и Виктория Терехова провели исследование и в написали книгу «Тайна тайн московских», в которой проследили судьбу репрессированных высокопоставленных лиц и их семей, проживавших в правительственном доме — в Доме на набережной.
    В книге они рассказали, что в 1937 году был репрессирован государственный и общественный деятель, дипломат Джелаледдин Коркмасов. Родом он был из Дагестана.
    Его сын Эрик остался один. В начале войны его призвали в армию, в бою он был ранен и комиссован в итоге по болезни.

    Прибыв в Москву, Эрик Коркмасов из своих друзей по знаменитому дому создает молодёжную организацию под названием «Месть за отцов»Цель организации — покушение на Сталина.
    В неё, кроме Эрика, входили Таня Полуян, некая Светлана, Володя Рухимович — сын Моисея Рухимовича (1889-1938), бывшего наркома путей сообщения СССР (1930-1931), бывшего наркома оборонной промышленности СССР (1936-1937), Лена Бубнова — дочь бывшего наркома просвещения СССР Александра Бубнова (1884-1938)

    Вскоре группа попала в поле зрения органов НКГБ, в неё внедрили агентов этой организации — Алексея Смирнова и Анатолия Грановского.
    В итоге вся деятельность заговорщиков контролировалась органами.

    Покушение было назначено на 1 мая 1944 года. После парада Смирнов и Рухимович отправляются на Воробьевы горы, куда, как утверждал Смирнов, обязательно приедет Сталин. Оба они были вооружены.
    Но патроны Смирнов смог заменить и заложил холостые. Другие члены группы должны были после покушения спрятать пистолеты.

    Показалась машина вождя. Впереди и сзади — машины с охраной. Но вместо Сталина из машин неожиданно выскочили оперативные работники, арестовавшие заговорщиков. В это же время уже проходили обыски на квартирах членов группы.
    В итоге Рухимович, Бубнова были приговорены к расстрелу.
    Коркмасов и ещё двое были осуждены на 15 лет.

    Об этом заговоре написали не только авторы книги, но и сам Анатолий Грановский, который был внедрён в эту организацию. Он стал в итоге невозвращенцем и написал книгу — «Я был агентом НКВД». Свидетельство из первых рук…

    Все эти случаи, приведённые из различных источников, полагаю, всего лишь капля в море. Очень многое о том времени еще только предстоит узнать. И хорошо, что все больше и больше документов становятся объектом исследования.

    А времена тогда были реально непростые.

    Поделитесь новостью