Нехватка поливной воды может повлиять на осенний урожай — Минсельхоз Кыргызстана

Автор -
384

    Сегодня стоит острая проблема нехватки поливной воды в стране. Это связано с тем, что наблюдается маловодие и не только в нашей стране, что может повлиять на осенний урожай всех с/х и кормовых культур.

    Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызстана предпринимает все меры и договариваются с соседними странами, где будет закуплена 15 000 тонн пшеницы с Казахстана, также Китайская Народная Республика выделит около 40 тыс. тонн муки, 20 тыс. тонн сахара и 20 тыс. тонн растительного масла. Вся продукция поступит в Госрезерв. Об этом сообщает пресс-служба Минсельхоза.

    «У нас разрабатываются планы по минимизации ущерба, добиться запрета на экспорт кормовых культур, отмена НДС (12%) на экспорт сахара и растительного масло. Что даст снижение цен на эту продукцию, возможность ввоза в больших объёмах в страну. Планируется разбронирование 4 000 тонн пшеницы из фонда гос. резерва для поддержки птицеводов, в районах работают штабы для устранения проблем», — сказал заместитель министра сельского, водного хозяйства и развития регионов Марсбек уулу Ильич.

    Стоит отметить, что нехватка воды уже вызывает тревогу у фермеров.

    «Проблем с поливной водой в этом году много, как никогда. На сегодня ситуация критическая. Во всех айыл окмоту недостаток поливной воды. Для выхода из положения надо жестко брать под контроль каждый литр воды. Если мы не польем кукурузу и свеклу, нам нечем будет покрывать свои затраты, нечем будет кормить скот. Многие фермеры вкладывали деньги, брали кредиты, но сейчас все это может рухнуть», — сказал представитель ассоциации Виталий Какштыкс.

    Глава крупнейшего в Кыргызстане сельхозкооператива Рысбек Иманалиев отметил, что нынешнюю ситуацию можно было предусмотреть.

    «Мы предвидели эту ситуацию осенью — был засушливый сезон, влаги не было. Многие крестьяне не могли заехать на поле, чтобы сделать зяблевую вспашку. Это говорит о том, что можно было предусмотреть нынешнюю ситуацию. Мы несколько раз обращались в министерство. Весной только в марте выпал нормативный объем осадков. В январе, феврале, апреле, мае не было осадков. Чтобы получать хорошие урожаи, нужен системный подход, фермерам не следует надеяться только на арыки, надо готовиться к автоматизированному механическому поливу, бурить скважины», — сказал он.
    Он также рассказал, что в некоторой степени в ситуации с поливом виноваты сами крестьяне, потому что они не готовят надел к весне и осени.

    «Они убрали урожай, а затем на этом поле пасут скот. Это же поливная земля. У них спрашиваешь: «Почему не готовишь землю?». А они отвечают: «А где я пасти буду?». Надо сделать так, чтобы они в октябре-ноябре готовили свои земли», — сказал Р.Иманалиев.

    Р.Иманалиев, отвечая на вопрос, рассказал, что посчитать сколько потеряли фермеры из-за отсутствия воды, сложно. «Но ситуацию мы предвидели, их надо было предупредить, но у нас отстает информационная работа. Надо было им сказать, что и техническими культурами они попадут в убыток. Надо было также предусмотреть — у нас есть горные источники, осень-весной никто ей не пользуется, она в Казахстан уходит. Нужен системный подход», — сказал он.

    Р.Иманалиев также рассказал, что сейчас никто почти не поливает ночью. «Но если бы мы перешли на автоматически полив, то мы бы плавно вышел из этой ситуации. Человек же самостоятельно не сможет поливать и днем и ночью», — сказал он.

    Наиболее острая ситуация с поливной водой наблюдается в Чуйской области. Об этом сегодня, 11 июня, в ходе брифинга в Бишкеке сообщил экс-министр сельского хозяйства Тилек Токтогазиев. В связи с этим, по словам экс-министра сельского хозяйства, необходимо системно подходить к решению вопроса и внедрять проекты по улучшению системы полива.

    «На данный момент Обводной Чуйский канал-1 (ОЧК-1) завершен на 80%, но Обводной Чуйский канал -2 (ОЧК-2), который мог бы снять часть проблем, еще нужно построить. Важно учитывать потери — по пути вода уходит под землю и когда Западный ОЧК получает воду, то воды приходит намного меньше, чем шло по каналу. Если достроить ОЧК-2, то это станет национальным проектом, который решит проблемы сотен фермеров. К 60 кубометрам в секунду, которые сейчас заходят в Западный ОЧК добавиться еще 50 кубометров. Это почти в 2 раза больше. Значит все села, что берут воду из Западного ОЧК, будут обеспечены водой — от Бишкек до Каинды», — сказал он.

    Экс-глава Минсельхоза также поднял проблему заиленности ОЧК. «Мир меняется, можно найти оборудование, которое с меньшими затратами сможет убрать ил из ОЧК. Более 30 лет оно не чистилось капитально. Это все влияет на потери. Кроме увеличения притока воды, надо подготовить всю ирригационную систему. Работы с БСР надо проводить», — сказал он.

    Т.Токтогазиев добавил, что на эти работы нужны инвестиции, поэтому сделать это может только государство.

    «Когда вода идет по каналу, кажется, что воды много, но из-за заиленности ее там не так много. Фермеры могут говорить, что вода уходит, но по факту ее не так много, поэтому это надо решать», — сказал он.

    В настоящее время проблема воды является очень большой. Что делает Минсельхоз по этому вопросу? Вы же видите, какая проблема возникла в Чуйской области», — спросил сегодня, 10 июня, депутат Дастан Бекешев на заседании парламента у представителей Минсельхоза.

    Как ответил заместитель министра сельского, водного хозяйства и развития регионов Нурлан Шерипов, проблема воды в целом по всему Кыргызстану является очень острой.

    В этой сфере проводится соответствующая работа, созданы штабы с губернаторами, акимами, айыл окмоту по выходу из проблемы маловодья, добавил он.

    «Просто если так и будем ходить, то люди же выйдут. Не то, что в Чуйской области, сейчас даже на питье уже в некоторых местах в Бишкеке не хватает», — сказал Д.Бекешев.

    «Да, вы правы, наблюдается маловодье, как в 2008 году и в 2014 году. Проводятся работы с местными органами самоуправления», — сказал Н.Шерипов.

    «Хорошо говорите, что маловодье, тогда скажите, кто очищает Большой Чуйский Канал? За воду деньги берут, а работы нет», — спросил Д.Бекешев.

    В ответ замминистра сказал, что Агентство по водным ресурсам вовремя работает по приведению ирригационной системы в порядок и ремонту, но как сказано, из-за маловодного года проблемы действительно есть.

    «Вы же знаете, информация же есть, в некоторых местах люди друг с другом дерутся, из другого села приходят и шлюзы — все вытаскивают из каналов», — спросил депутат.

    «Да, на самом деле в Баткенской, Ошской, Иссык-Кульской и в Чуйской областях это очень острый вопрос и это является природным катаклизмом — маловодье, но ремонт каналов проводится вовремя», — ответил Н.Шерипов.

    Заместитель директора Агентство по водным ресурсам Абдыбай Джайлобаев рассказал, что в Кыргызстане насчитывается 1 млн 24 тыс. га орошаемых земель.

    «Для подготовки к периоду вегетации идет накопление вод. Водохранилища на нашем балансе были еще 10 марта заполнены все, кроме Кировского водохранилища, где была аварийная ситуация. Накопление воды составило 480 млн кубометров при проектном накоплении в 550 кубометров», — сказал он.

    Водохранилища были заполнили, но только 23% орошаемых земель поливается из этих накопителей. Все остальные земли орошаются за счет горных вод. Но по данным Кыргызгидромета, снегонакопление в этом году составило от 30 до 69%. Это говорит о том, что снегонакопления имеют низкую водность, рассказал замдиректора.

    «Что касается реки Чу, то приток — река Чон-Кемин. В этот период она должна давать 50-55 куб/сек, но она дает 18 куб/сек. По прогнозу Гидромета, водность реки 61%. Второй момент — Орто-Токойское водохранилище с объемом в 480 млн кубометров. В этом году мы открыли водохранилище на 120 куб/сек, это максимальные попуски, 3 мая. Такого еще не было. При продолжении попуска и низкой приточности, к 17-18 июля водохранилище будет сработано. Мы можем иметь еще более тяжелую картину», — сказал он.

    А.Жайлобаев рассказал, какие меры принимаются для решения данной проблемы. В первую очередь, создан штаб для проверки эффективности водораспределения.

    «Есть много случаев самовольного водозабора. Это приняло большой размах, что мешает нормальной работе водохозяйственной системы. Говорилось, что три района Чуйской области в самой тяжелой ситуации. Да, Панфиловский район уже около месяца недополучает воду. Сейчас установлены жесткие лимиты для каждого района. Штаб следит за лимитами и принимает меры. Меры наказания принимались уже по 2 главам районов, которые позволили самовольный водозабор», — сказал А.Джайлобаев.