По поводу аксакалов Казахстана и их роли в политике. Как они влияют на страну?

Автор -
330

    Одним из любопытных феноменов современного Казахстана и, в частности, его информационного пространства является короткая память. Достаточно человеку уйти с высокой госдолжности и после этого не оказаться под прицелом соответствующих госструктур, как интерес к нему со стороны прессы и интернет-активистов резко ослабевает. Но они продолжают влиять на ситуацию в стране. Об этом пишет KZ.expert.

    В подтверждение СМИ ссылается на Каната Саудабаева, Нуртая Абыкаева и Имангали Тасмагамбетова. Они все ушли на заслуженную пенсию, причем господин Тасмагамбетов последним и совсем недавно, и после этого о них в казахстанской прессе забыли. Чтобы убедиться в этом, достаточно вбить их имена и фамилии в любой «поисковик» и посмотреть результаты.

    Между тем все три вышеназванных государственных деятеля были, есть и будут до конца своих дней оставаться людьми не чужими первому президенту РК и «лидеру нации». А это в условиях казахстанской авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали много значит. И пока жив Нурсултан Назарбаев, он будет обеспечивать господам Саудабаеву, Абыкаеву и Тасмагамбетову полную защиту от каких-либо поползновений со стороны правоохранительных структур и (или) их персональных недоброжелателей.

    Между тем, по оценке KZ.expert, такие поползновения вполне возможны. И не только потому, что Канат Саудабаев, Нуртай Абыкаев и Имангали Тасмагамбетов за десятилетия своей госслужбы сделали много такого, что может быть теперь им инкриминировано. Причем оценено не только как злоупотребление служебным положением, но и как хищение государственной собственности и денег (иначе объяснить, как двое первых стали мультимиллионерами, а третий – миллиардером, просто невозможно).

    Скорее всего, их состояния сейчас оформлены, переданы, доверены другим людям, главным образом близким родственникам, то есть сыновьям, дочерям, зятьям. Но они есть.

    И ни Канат Саудабаев, ни Нуртай Абыкаев, ни Имангали Тасмагамбетов точно не хотят, чтобы информация о том, как они их «нажили», вышла наружу.

    По оценке KZ.expert, именно такие люди, которых в казахстанском обществе называют аксакалами, сейчас составляют ту часть казахстанской правящей элиты, которая больше других выступает за так называемую внутриполитическую стабильность и сохранение нынешних порядков.

    И таких людей, пришедших во власть (оказавшихся там) одновременно с Нурсултаном Назарбаевым и ставших его соратниками, союзниками и соучастниками, за тридцать лет набралось достаточно. Мы затрудняемся оценить их численность, но она точно превышает тысячу человек, каждый из которых сегодня не бедствует и имеет определенное влияние на достаточно широкий круг людей.

    Да, они уже не имеют прежних возможностей продвигать своих близких и доверенных лиц на государственные должности и помогать им в бизнесе, но они точно что-то могут сделать и делают.

    К сожалению, мы никогда не встречали социологических исследований на тему того, как такие аксакалы влияют на внутриполитический процесс. В далеком советском прошлом люди такого типа ежедневно встречались — на улице Тулебаева, на площади перед Академией наук Казахской ССР и в других местах, где обсуждали новости, спорили, соглашались и не соглашались, но вместе формировали общественное мнение, которым не мог пренебрегать тот же Динмухамед Кунаев.

    В современном Казахстане такой практики уже почти нет. Главным образом потому, что эти люди богаты, имеют собственные дома или даже усадьбы, поэтому контактируют между собой в закрытом от всех посторонних лиц формате. Но сам механизм их влияния на текущие политические процессы в Казахстане как прямо — через близких им людей, так и косвенно — через формирование определенного мнения, которое так или иначе становится известным в Акорде и Библиотеке, сохранился.

    Именно поэтому мы считаем, что при анализе ситуации в стране и прогнозировании развития тех или иных процессов нужно учитывать позицию, интересы, мнения и стремления не только тех, кто сегодня занимает высокие государственные должности, но и тех, кто ушел с них на пенсию.

    Другое дело, что сделать это крайне сложно, поскольку такие фигуры в социальных сетях не светятся и тем более не готовы публично высказываться на чувствительные темы, пишет KZ.expert.

    Поделитесь новостью