Не только у России выдались «нелегкие годы» в двадцатом веке. Китай «лихорадило» местами даже еще сильнее. О том, что творилось во времена полевых командиров, рассказывает «Темный историк». Естественно, достаточно упрощенно, но интересно:
Впрочем, это никого удивлять не должно. Китайская консервативная власть показала свою слабость еще в девятнадцатом веке. Проигранные войны с Великобританией, Францией и Японией. Постоянные восстания внутри страны, приводившие к настоящим Гражданским войнам (тайпины, «факельщики», ихэтуани). Наконец, фактический раздел Китая на «сферы влияния» между Японией, Россией, Германией, Великобританией, США, Францией, Италией и Австро-Венгрией.
Вот так начинался двадцатый век для Китая. А вскоре «веселье» продолжилось: маньчжурская династия окончательно ослабла и была сметена Синьхайской революцией (1911 — 1912 гг.). Малолетний император Пу И (тот самый «последний император» из одноименного фильма Бернардо Бертолуччи) отрекся от престола.
Но это было лишь начало перемен. Выпавшая власть мгновенно стала объектом раздора между самыми разными военно-политическими силами.
Лидером так называемых «Бэйянских милитаристов» был Юань Шикай, потомственный военный, авторитарный вождь, мечтавший стать монархом. Юань Шикай стал первым президентом Китайской республики, но этот «пожизненный президент» опирался, прежде всего, на собственную армию.
Армия эта появилась в конце девятнадцатого века, после очередного поражения Китая от внешнего врага. Юань Шикай был для многочисленных китайских военачальников авторитетным лицом, ему удавалось сглаживать противоречия между группировками этих военных (так называемые «клики»).
Однако, властью военных во главе с Юань Шикаем были недовольны левые республиканцы в южных провинциях страны. Лидером партии Гоминьдан тогда был выдающийся политик Сунь Ятсен. «Непримиримые противоречия» между «милитаристами» во главе с Шикаем и «гоминьдановцами» во главе с Ятсеном привели к Гражданской войне, известной также как «Вторая революция» (1913 год). Тем не менее, восстание республиканцев потерпело крах.
Первая мировая война только усугубила ситуацию: Китай стал ареной борьбы между немцами и японцами (победили японцы). А президент Юань Шикай окончательно «поехал» и решил воссоздать монархию. Правда, правил в качестве императора он только 83 дня. Тотальное возмущение населения и даже иностранных держав заставило Шикая отказаться от титула. Но он все равно остался пожизненным президентом)
Правда, ненадолго. В 1916 году эпичного президента не стало. А страна оказалась окончательно погружена в пучину «разборок» между кликами милитаристов. Генералы остались без присмотра: Шикай хоть как-то сдерживал их аппетиты и «решал вопросы». Теперь такого человека не было, каждый хотел быть главным, «стая лютых волков осталась без вожака».
«Эра милитаристов» официально продолжалась с 1916 по 1928 годы, страна была разделена на военно-феодальные «вотчины» местных варлордов, которые вели свои «игры престолов».
Страна была разделена на «Север» и «Юг». В каждом из этих регионов одновременно действовали несколько клик. Они боролись за власть, интриговали, заключали хрупкие союзы, предавали друг друга. Военачальники боролись друг с другом, с Гоминьданом (который был силен на юге), с местными коммунистами. Между прочим, в этой «зарубе» активно приняли участие и бывшие белогвардейцы (особенно много их было в войсках милитариста Чжана Цзолиня).
Перечислять многочисленные клики с довольно сложными названиями я, сегодня, пожалуй, не буду. Осознать масштабы «веселья» вы можете благодаря картам.
Скажу только вот ещё что: в 1928 году война вовсе не закончилась. Она просто-напросто «перетекла» в другую, в войну между Гоминьданом и китайскими коммунистами. Верховенство Чана Кайши многие милитаристы признали только на словах, номинально. А заявление Чана Кайши по поводу «объединения страны» было лишь пропагандистским ходом и не соответствовало реальности.
Война в Китае продолжалась аж до 1950 года! Разумеется, была еще японская агрессия. Кстати, многие милитаристы вполне себе шли на сотрудничество с японцами.
И вплоть до 1950 года Китай не знал единого централизованного правительства. Да и сам Чан Кайши в итоге проиграл Мао во многом из-за того, что так и не смог, до самого конца, подавить эту «вольницу милитаристов». Такая вот история…