Приобщение к цивилизации или геноцид? В Канаде найдены еще сотни безымянных могил на месте детского интерната для индейцев

Автор -
276

    В Канаде на территории бывшей школы-интерната для детей из коренных народов нашли 750 безымянных могил. Месяцем ранее в похожем заведении обнаружили останки 215 детей. В общине коренных народов называют существовавшие ранее интернаты «местом преступления» и «концлагерями», и говорят, что захоронений, скорее всего, будет найдено еще больше.

    О находке в деревушке Мариваль объявили представители общины коренных народов Cowessess First Nation (орган самоуправления коренных народов на юго-востоке провинции Саскачеван), пишет Би-би-си.

    Это самая крупная подобная находка. В мае 215 детских захоронений были обнаружены на территории аналогичного заведения в Камлупсе, провинция Британская Колумбия.

    «Это не братская могила, а отдельные безымянные захоронения», — сказал глава Cowessess First Nation Кадмус Делорм.

    При поиске использовался георадар, позволяющий видеть объекты под землей. Работы финансируются государством и продолжатся в других местах.

    «Это только начало», — убежден президент Федерации коренных народов Канады Бобби Кэмерон.

    Пока не установлено, являются ли найденные в Маривале останки детскими, и имеют ли они отношение к школе.

    Cowessess First Nation выразила надежду на сотрудничество в расследовании с католической церковью, которая управляла интернатом в Маривале с 1899 по 1997 год.

    Основываясь на слухах среди местных жителей, Кадмус Делорм подозревает, что раньше места захоронений были обозначены, но в 1960-х годах администрация уничтожила следы.

    С ним согласен и глава Федерации коренных народов провинции Саскачеван Бобби Кэмерон: «Несомненно, они пытались скрыть число детей, подвергавшихся дурному обращению и убитых в этих заведениях. Канада войдет в историю как нация, пытавшаяся истребить коренное население».

    В интервью агентству Рейтер Делорм допустил, что часть похороненных на школьном кладбище в Маривале — взрослые католические прихожане, не принадлежавшие к коренным народам.

    Вице-президент Федерации коренных народов Канады Хизер Бир, посещавшая школу в Маривале в 1970-х годах как приходящая ученица, вспоминает, что там действительно имелось кладбище, хотя вроде бы не такое большое, как обнаруженное ныне, и что дети старались не ходить мимо него.

    Приобщение к цивилизации или геноцид?

    В 1863-1998 годах в Канаде существовали свыше 130 школ-интернатов, финансируемых государством. Туда в принудительном порядке направили около 150 тысяч детей коренных народов, чтобы интегрировать их в канадское общество.

    По разным данным, от 3,2 тысячи до шести тысяч из них умерли, другие убегали — во многом из-за плохих условий проживания. Общежития для учеников размещались в плохо построенных и плохо отапливаемых зданиях без санитарных удобств, их скверно кормили и лечили.

    Детям запрещали разговаривать на своих языках и соблюдать свои народные обычаи. Имело место физическое и сексуальное насилие со стороны представителей администрации.

    «Нас унижали как народ и приучали гнушаться своей идентичности», — заявила на пресс-конференции в четверг бывшая воспитанница одного из таких интернатов Флоренс Спарвье.

    Глава Федерации коренных народов назвал школы-интернаты «местом преступления» и «концлагерями».

    Комиссия, созданная в 2008 году властями Канады, установила, что большинство выпускников не возвращались в свои общины, и назвала политику принудительной ассимиляции культурным геноцидом. Тогда же канадское правительство принесло извинения коренным народам.

    Этого пока не сделала католическая церковь, в ведении которой находились около 70% интернатов.

    После находки в Камлупсе папа Франциск заявил, что огорчен и призывает всех уважать права и культуры коренных народов, но воздержался от формального извинения.

    Католический епископ провинции Саскачеван Дон Болен в 2019 году пожертвовал Cowessess First Nation 70 тысяч канадских долларов (около 57 тысяч американских долларов) на приведение в порядок школьных кладбищ и идентификацию останков, и предоставил активистам находящиеся в церковных архивах свидетельства о смерти.

    Премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что «ужасно огорчен» находкой в Маривале и назвал ее «постыдным напоминанием о системном расизме, дискриминации и несправедливости, которым подвергались коренные народы.

    В свете этих событий власти некоторых городов в провинциях Британская Колумбия, Саскачеван и Нью-Брунсвик отменили торжества по случаю Дня Канады 1 июля.

    Несколько памятников деятелям, так или иначе причастным к созданию интернатов, включая первого премьер-министра Канады Джона Макдональда, ранее были осквернены или демонтированы.

    Кадмус Делорм выразил надежду, что «действуя как сегодня, мы наконец достигнем полного примирения».

    Похожая ситуация в США

    Аналогичные школы-интернаты в 1819-1969 годах существовали в Соединенных Штатах, только управлялись они не церковью, а федеральными властями.

    Выступая во вторник на виртуальной конференции Конгресса американских индейцев, министр внутренних дел США Дебора Холанн объявила о начале, по примеру Канады, программы поиска захоронений их учеников на местах и в архивах.

    Холанн происходит из племени Лагуна Пуэбло и является первым в истории министром- представителем коренных народов.

    МВД в США занимается не борьбой с преступностью, а широким кругом вопросов от выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых до проблем коренного населения. Холанн ранее заявляла о намерении сделать именно это направление своим приоритетом.

    «Я знаю, что процесс будет долгим и трудным. Я знаю, что он будет болезненным. Но только разобравшись с прошлым, мы построим будущее, которым сможем гордиться».

    Школы начали создаваться, чтобы, как говорилось в соответствующем законе, «привить обычаи и навыки цивилизованного общества» индейским племенам. Позднее в программой было охвачено коренное население Аляски и Гавайских островов.

    Родителям, как правило, не разрешали навещать своих детей.

    В сотрудничестве с организациями аборигенных народов чиновники МВД будут искать места захоронений и по возможности идентифицировать останки, или хотя бы определять, из какого племени происходили покойные.

    Их доклад должен быть предоставлен министру к 1 апреля будущего года, и, возможно, приведет к перезахоронению покойных в их родных краях.

    Глава Национальной коалиции коренных американцев по залечиванию травм, нанесенных школами-интернатами Кристин Диндизи Маклив приветствовала правительственную инициативу.

    «Многим это принесет большое облегчение, — заявила она. — До сих пор для нас остается открытой раной то, что наших детей куда-то увозили, они не возвращались, и мы не знаем, что с ними сталось и где их могилы».

    Вождь племени чероки Чак Хоскин считает школы-интернаты главной причиной того, что его народ забыл свой язык.

    «В ряде случаев родной язык и культуру в прямом смысле слова выбивали из детей», — говорит он.

    Президент общины навахо Джонатан Нез выразил желание, чтобы результаты розысков не были погребены в архивах, а вошли в учебники наряду со сведениями об истории и культуре коренных народов, особенно в школах, расположенных в индейских резервациях.

    Поделиться