На базе аэропорта города Алматы палнируют создать транспортный транзитный узел Центральной Азии. Об этом рассказал президент АО «Международный аэропорт Алматы» Алп Ер Тунга Ерсой в ходе встречи с главой Министерства внутренних дел Казахстана Ерланом Тургумбаевым, передает KAZAKHSTAN TODAY.
В ходе встречи с главой МВД РК президент АО «Международный аэропорт Алматы» сообщил о намерениях компании по созданию на базе аэропорта города Алматы региональнго транспортного транзитного узла Центральной Азии и строительству нового пассажирского терминала, соответствующего международным стандартам. При этом, он подчеркнул, что взаимодействие с органами внутренних дел в вопросах обеспечения безопасности являются приоритетным.
Также стороны обсудили вопросы эффективности видеонаблюдения на прилегающей территории аэропорта. Тургумбаев отметил, что МВД приветствует готовность руководства международного аэропорта Алматы к совместной работе по выстраиванию эффективной системы правопорядка на этом стратегическом объекте для обеспечения безопасности пассажиров и воздушных полетов», — рассказали в пресс-службе МВД РК.
Стоит отметить, что аэропорт Алматы ранее принадлежал зятю Нурсултана Назарбаева Тимуру Кулибаева. В 2020 году Кулибаев продал аэропорт.
В издающейся в Вашингтоне газете Diplomat в статье «Богатейший человек в Казахстане продал алматинский аэропорт» тогда комментировали продажу воздушной гавани Алматы турецкому холдингу TAV Airports, в портфеле которого теперь 15 аэропортов в нескольких странах. Как сообщается, «офшорная компания, связанная с казахстанской элитой» продала порт за 415 миллионов долларов, сообщает Азаттык (казахская редакция радио «Свобода»).
Алматинский аэропорт называют «самым загруженным» в Центральной Азии — пассажиропоток в 2019 году превысил 6 миллионов человек. Турецкий холдинг считает приобретение «стратегически расположенного на современном Шелковом пути» аэропорта важной сделкой.
В ноябре 2019 года, когда переговоры по сделке стали публичными, TAV Airports пообещал после покупки инвестировать 140 миллионов долларов в модернизацию инфраструктуры и строительство нового терминала. Как пишут в прессе, французская ADP Group, управляющая парижским аэропортом, контролирует 46 процентов акций TAV Airports. Российский инвестиционный фонд VPE Capital, работающий в «сухом порту» Хоргоса на границе Казахстана с Китаем, будет владеть нераскрытой миноритарной долей акций аэропорта.
«Компания, которая продала аэропорт, — Venus Airport Investments, — базирующаяся в Нидерландах, является частью активов, принадлежащих Тимуру Кулибаеву через его сингапурский холдинг Steppe Capital. Кулибаев — зять первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По данным Forbes, капитал Кулибаева и его жены в 2019 году составил 6,2 миллиарда долларов», — пишет Diplomat.
Venus купила аэропорт в апреле 2011 года у Meridian Capital и Sat Infosystems за 12,6 миллиарда тенге (около 87 миллионов долларов на тот момент), отмечает издание. О зарегистрированной на Бермудских островах Meridian Capital стало известно в 2017 году, когда расследование об офшорах Paradise Papers показало, что за компанией стоял Сауат Мынбаев, бывший министр энергетики и нынешний глава железнодорожной компании «Казахстан темир жолы». Sat Infosystems была дочерней компанией компании Sat, принадлежащей Кенесу Ракишеву, зятю Имангали Тасмагамбетова, верному члену ближнего окружения Назарбаева. В 2011 году Ракишев владел 50,4 процента, а семья Кулибаевых — 8,33 процента акций компании Sat, говорится в статье.
В статье отмечают, что аэропорт приносил прибыль и в 2010-х годах привлекал интерес различных бизнес-групп. В 2012 году «Верный капитал» — одна из крупнейших казахстанских инвестиционных компаний, принадлежащая миллиардеру Булату Утемуратову, — безуспешно пыталась купить долю. С 2012 года аэропорт Алматы выплатил около 65 миллионов долларов в качестве дивидендов своему единственному акционеру — Venus Тимура Кулибаева.
«Хотя эта сделка [по продаже аэропорта] приветствовалась как «признак реальных иностранных инвестиций» — в отличие от циркулярных операций, которые местные бизнесмены маскируют через оффшорные компании, — в итоге она оказалась выгодной для богатейшей семьи в Казахстане и мало что сделала для стимулирования программы приватизации, которую власти надеются запустить в течение многих лет. Во время глобальной пандемии, которая поставила под угрозу международные перелеты, продажа аэропорта также может предотвратить головную боль для Кулибаева, который не мог предвидеть спад бизнеса в 2020 году, когда он начал переговоры о продаже с TAV в прошлом году», — пишет Diplomat.