Советская внешняя разведка активно организовывала свою работу уже с 20-х годов XX века. Именно в те времена возникла гениальная задумка, которая позволила создать разветвлённую сеть резидентуры по разным странам и дополнительно получать огромные прибыли в валюте. Об этом рассказал канал «Жизнь советского человека»:
Начала создаваться сеть коммерческих предприятий за рубежом. В 1928 году во главе её поставили образованнейшего для тех лет человека – Стефана Иосифовича Мрочковского. Он был юристом по образованию и в совершенстве знал 3 языка.
Почти 15 лет он аккуратно и продуманно создавал, поднимал и выводил на высокий финансовый уровень торговые фирмы. Они работали в разных странах, формально не были связаны между собой, но чётко объединялись под общую задачу в одну финансовую структуру – «Мобилизационную сеть коммерческих предприятий» (МСКП). Фирмы МСКП служили прикрытием для агентурной работы, в случае войны планировалось их использование для мобилизации ГРУ. Мрочковский организовал и укрепил сеть от Западной Европы до Ближнего Востока, Китая, США и Канады.
На ключевых постах во всех фирмах находились военные разведчики, тайные агенты и подставные лица от Советского Союза. Сам Мрочковский возглавлял немецкое АО «Востваг». Он часто выезжал за рубеж, проезжая по разным странам, где были филиалы и отделения «Мобилизационной сети…». Новые филиалы открывались в первую очередь в странах, представляющих оперативный интерес для советской военной разведки.
Уже с 1932 года годовые обороты в фирмах Стефана Иосифовича составляли миллионы долларов. При этом без всякого «напряжения» для бизнеса каждый год в резерв разведки и на нужды государства выводилось до миллиона в американской валюте. СССР могло себе позволить закупать вооружение и новейшие образцы военной техники в разных странах мира.
Фактически один из создателей советской военной разведки Я. Берзин относился к Мрочковскому с огромным уважением, понимая, какую невероятную помощь оказывает его коммерческая структура государству. Невероятные возможности технической военной разведки и суммы в валюте были очень важны для молодой советской страны.
С приходом в Германии к власти фашистов супруги Мрочковские перебрались во Францию. Здесь разведчика арестовали, но за счёт денег и влиятельных связей ему удалось освободиться и уехать с семьёй в США. Разведывательная сеть, дополнительно приносящая огромные деньги СССР, продолжала работать.
В 1941 году начальник ГРУ Филипп Голиков встретился с Мрочковским в США и передал ему «потрясающее» решение – закрыть сеть фирм МСКП. Соответствующую шифровку генерал-лейтенант отправил и в Центр. Глобальная коммерческая сеть, создававшаяся управлением 18 лет в расчёте на деятельность именно в военное время, была обрушена в первые месяцы войны.
Позднее, подняв архивы, генерал-майор Всеволод Соколов и военный юрист Вячеслав Звягинцев пришли к выводу, что началом недоверия органов НКВД к Мрочковскому стал донос, датированный ещё 1937-1938 годами. Позднее показания о «шпионской» деятельности Мрочковского были выбиты у арестованных руководителей из числа сотрудников НКВД и отделений «Востваг». Стефану Иосифовичу было предписано возвращаться в СССР.
К 1942 году через Ближний Восток Мрочковскому одному удалось добраться до Родины. К апрелю следующего года приехала семья. К этому времени он уже сидел в подвалах Лубянки. Не находя достаточных оснований для осуждения, о советском разведчике, принёсшем своей стране массу бесценных сведений и ощутимую финансовую поддержку «забыли» на 9 лет. Их он провёл в тюрьме в полной неизвестности. Ничего не знали о нём и близкие.
После суда, состоявшегося аж в августе 1952 года, Мрочковскому «накинули» ещё 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. К счастью, менее, чем через год приговор отменили, дело прекратили и человека выпустили на свободу. Но здоровье уже было окончательно подорвано.
Переломы, операции и паралич органов речи. При этом за несколько лет после освобождения никто из управления не пришёл и не поинтересовался даже его здоровьем. Первым квартиру Мрочковских посетил генерал-майор Всеволод Соколов, который раскопал правду в архивах. Ему хотелось увидеть живую легенду и хотя бы морально загладить вину управления перед этим человеком.
Когда Стефан Иосифович сразу понял, откуда к нему пришли и заплакал. «Что же вы так поздно пришли, ведь сейчас он вам уже ничем не может помочь», — услышал пришедший от супруги Мрочковского.
Страна вспомнила о герое в 1965. Орден Ленина ему вручил на дому Анастас Микоян. Произошло это за два года до кончины легендарного человека и подлинного патриота своей страны Стефана Иосифовича Мрочковского.