Снизить вред. Почему мы проигрываем в войне с COVID-19

Автор -
428

Коронавирус не щадит никого. Пандемия стала настоящим испытанием для всех стран мира, включая даже самые развитые. Основной удар приняла на себя система здравоохранения. По последним данным ВОЗ, ковид уже унёс жизни более 3,94 миллиона человек на планете.

Основными жертвами пандемии становятся люди, чей организм ослаблен – это в первую очередь старшее поколение, а также те, кто страдает различными хроническими заболеваниями. Вот почему, по мнению медиков, сейчас как никогда важно обеспечивать профилактику заболеваний. Это необходимо, чтобы максимально сократить факторы риска тяжёлого течения COVID-19.

Известно, что наиболее эффективной и современной стратегией борьбы с неинфекционными заболеваниями во многих странах мира стала одобренная ВОЗ Концепция снижения вреда. Сейчас о ней много говорят и медики в Кыргызстане, считая данный подход одним из эффективных способов профилактики.

Профессор, заслуженный врач Кыргызской Республики, депутат Жогорку Кенеша КР VI созыва Альфия Самигуллина является убеждённым сторонником Концепции снижения вреда. Она выступает с инициативой активно внедрять такой подход в стране, для чего, в первую очередь, необходимо объединить приверженцев этой концепции.

Альфия Эльдаровна ответила на вопросы о текущих проблемах и ключевых вызовах для системы общественного здравоохранения страны.

Альфия Эльдаровна, на ваш взгляд, система здравоохранения Кыргызстана эффективно сработала на пике пандемии?

— Думаю, однозначно ответить на этот вопрос будет непросто. Дело в том, что у нас в Кыргызской Республике функционирует так называемая комплексная, интегрированная система здравоохранения. Она состоит из государственного, муниципального и частного секторов. И если говорить, например, о госсекторе или о муниципальных больницах, то здесь острый недостаток врачей и медсестёр, не менее остро стоит проблема оснащения больниц и поликлиник современным медицинским оборудованием. Существует также вопрос профессионального уровня медиков, работы системы подготовки и переподготовки медперсонала. Тот же ковид стал серьёзным вызовом. Это сложное заболевание, для двух пациентов могут быть десятки прогнозов течения.

Соответственно, каждый прогноз предполагает определённые протоколы лечения. Крайне важна своевременная диагностика. И неинфекционные заболевания, ослабляющие иммунитет пациента, это также сложнейшая сфера. Любой врач должен постоянно повышать всю квалификацию, учиться, следить за публикациями. Мировая медицина не стоит на месте, на наших глазах появляются всё более совершенные методы, протоколы лечения заболеваний.

— Пандемия выявила проблему недостаточной подготовки наших врачей?

— Не только. Существует определённая психологическая инерция в обществе. Речь о недоверии граждан системе здравоохранения. А со стороны последней мы видим отсутствие встречного движения, слабые коммуникации, отсутствие чёткости и последовательности транслируемой позиции. Людям часто не объясняют, что и почему происходит. Как итог, если в городах мы наблюдаем соблюдение карантинных мер безопасности, то в сельской местности многие обыватели по сей день не верят в существование коронавируса. Они руководствуются не объективными фактами, а рассылаемыми неизвестно кем в мессенджерах сообщениями о теории заговора, глобальной закулисе и прочими глупостями. Многие не понимают, что карантин – это мера, способная спасти тысячи жизней, позволяющая замедлить распространение заболевания. Когда же заболевает близкий родственник или член семьи, часто бывает уже поздно.

Такое же неоднозначное отношение и к вакцинации. Многие не понимают, что вакцина – это не лекарство, благодаря которому человек вообще не заболеет. Вакцина даёт возможность иммунной системе подготовиться к борьбе с вирусом, и если он всё же заразит организм, то болезнь будет протекать намного легче.

Нужно решать не только проблему информированности населения, но и проблему острой нехватки медицинских кадров на местах. А для этого следует изменить отношение общества к профессии медика в целом. Необходима достойная оплата их труда. Сегодня медики каждый день рискуют жизнью, борясь с пандемией, трудятся день и ночь, подвергая себя огромной опасности.

— Вы уже отмечали, что самый опасный прогноз, тяжёлое течение болезни и высокая смертность отмечаются у пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. А много ли таких у нас? Какова в стране обстановка с неинфекционными заболеваниями?

— Здесь, прямо скажем, нет поводов для оптимизма. Дело в том, что многие жители уже переболели. В их организме коронавирусная инфекция запустила все «спящие» хронические механизмы. Ведь ковид, и это не секрет, очень серьёзно ослабляет организм человека. Требуются многие месяцы на восстановление. А если организм изначально был слабым? Мы можем сказать, что тяжёлое течение заболевания и летальный исход наблюдались прежде всего у тех пациентов, чей организм обременён сопутствующими хроническими болезнями сердечно-сосудистой системы, заболеваниями лёгких с обструктивным синдромом (ХОБЛ), а также лишним весом и сахарным диабетом.

В Кыргызстане, как и во многих странах, именно хронические неинфекционные заболевания являются главной причиной нетрудоспособности, заболеваемости и преждевременной смертности людей. Были проведены STEPS-исследования по анализу факторов риска развития неинфекционных заболеваний, разработанные ВОЗ. Они показали, что неинфекционные заболевания определяют 76,8% смертности населения Кыргызстана в наиболее активном трудоспособном возрасте от 25 до 64 лет.

Поэтому, если мы хотим эффективно противостоять ковиду, нам нужен в первую очередь системный подход к лечению неинфекционных заболеваний. Именно они – главный наш бич. Ведь если их своевременно выявлять, то большинство этих болезней успешно лечатся. Также важна профилактика. До 80% клинических случаев ишемической болезни сердца, диабета II типа, инсульта, инфаркта миокарда, более одной трети случаев рака можно предотвратить путём устранения поведенческих факторов риска, отказа от вредных привычек. Они общеизвестны: курение и злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность, нездоровое питание.

— А можно ли отметить применение современных подходов и методов профилактики неинфекционных болезней в нашей стране? Или у нас всё по старинке?

— Как медик и политический деятель могу сказать, что здесь не нужно изобретение велосипеда. Все подходы и методы известны. Нужно руководствоваться позитивными кейсами, опытом развитых стран. Одной из проверенных современных стратегий общественного здравоохранения является Концепция снижения вреда, которая одобрена ВОЗ и эффективно реализуется в мире. Это подход, направленный на сохранение здоровья человека благодаря уменьшению негативных последствий, связанных с его образом жизни.

Очень важна информированность людей о факторах риска. Важна также активная позиция человека: он должен осознанно избегать деструктивного отношения к собственному здоровью. Конечно, наивно предполагать, что мы сможем разом исключить все вредные привычки в нашем поведении. Но в наших силах разумно и осознанно снижать риски для собственно здоровья – постепенно, шаг за шагом, через изменения образа жизни.

В большинстве случаев вредные привычки объясняются зависимостью (например, никотиновой), а это не так просто вылечить. Ещё сложнее, когда человек просто не считает это проблемой. Убедить таких людей полностью отказаться или хотя бы снизить потребление алкоголя, сигарет, избегать чрезмерного употребления сахара и соли невозможно, ведь они не видят в этом угрозы. Такие люди не связывают своё самочувствие с образом жизни. Здесь поможет только информирование.

Поэтому я предлагаю дополнить государственную политику в сфере борьбы с неинфекционными заболеваниями новым, современным мировым подходом – Концепцией снижения вреда. Данный принцип нацелен на то, чтобы снижать вред, улучшать качество жизни населения. Кстати, мировой опыт показывает, что он позволяет также снизить расходы государства на здравоохранение.

— Как вы на практике представляете себе применение Концепции снижения вреда в Кыргызстане? Что здесь необходимо сделать?

Я планирую возглавить работу в Кыргызстане по этому направлению. Необходимо объединить сторонников Концепции снижения вреда и информировать общество, продвигать эту идею в том числе и на политическом уровне. Нам необходимо выстроить механизмы партнёрства между Министерством здравоохранения, научным сообществом и представителями гражданского общества. Нужно также сформулировать стратегии снижения вреда от конкретных факторов риска неинфекционных заболеваний. Нужна активная пропаганда правильного образа жизни и здоровых привычек среди жителей страны. Предупреждён – значит вооружён. Нужно, чтобы каждый человек реально оценивал риски и ответственно, прагматично подходил к собственному здоровью.

Я уверена в том, что внедрение Концепции снижения вреда обеспечит нам огромные новые возможности для сокращения неинфекционных заболеваний. Конечно, нужно осмыслить саму философию данного подхода. Как и всё новое, не все специалисты-медики смогут сразу понять и принять Концепцию. Ничего страшного, если им потребуется какое-то время. Важно осознание общей стратегической задачи: настало время решать проблему хронических неинфекционных заболеваний. Именно они несут огромную угрозу жизни тысяч и миллионов людей в условиях нынешней пандемии.

Поделитесь новостью