В Индии предложили запретить многодетным гражданам участвовать в выборах, работать в госорганах и исключать их из госпрограмм

Автор -
376

Правительство самого густонаселенного штата Индии Уттар-Прадеш предложило противоречивый закон, направленный на сдерживание роста населения. Причем эксперты называют этот шаг «принудительным» и опасаются, что он может привести к усилению гендерного неравенства, передает «Аль-Джазира».

На прошлой неделе юридическая комиссия штата Уттар-Прадеш представила законопроект, озаглавленный «Закон о населении (контроль, стабилизация и благосостояние) штата Уттар-Прадеш, 2021 год», с просьбой к общественности поделиться своими предложениями по нему до 19 июля.

В законопроекте предлагается лишать людей, имеющих более двух детей, права на работу в правительстве штата, лишать тех, кто уже находится на службе, повышения по службе и исключить их из льгот 77 государственных программ.

Он также предлагает такие стимулы, как налоговые льготы для людей с двумя или менее детьми в штате, где проживает более 200 миллионов человек. Согласно законопроекту, любой, кто нарушит политику двух детей в штате, также будет лишен права участвовать в выборах в местные органы власти.

Государственные служащие, следующие политике двух детей, будут иметь право на льготы, такие как две дополнительных надбавки за время службы, субсидии на покупку земли или дома и 3-процентное увеличение Фонда обеспечения персонала в рамках Национальной пенсионной схемы.

Те, у кого есть один ребенок, получат четыре дополнительных надбавки к зарплате, а также бесплатное медицинское обслуживание и образование для своего ребенка до 20 лет.

В законопроекте говорится, что те, кто не находится на государственной службе, но следуют политике двух детей, получат скидки на счета за воду и электричество, жилищный налог и жилищные ссуды от банков.

«Принуждение неприемлемо»

Но эксперты говорят, что нет никаких доказательств того, что такой закон поможет снизить уровень рождаемости. Вместо этого они опасаются, что это приведет к усилению гендерного неравенства.

«Нет никаких доказательств того, что предложение стимулов или препятствий для соблюдения нормы о двух детях будет эффективным», — сказала Аль-Джазире Пунам Муттреджа, исполнительный директор Фонда народонаселения Индии.

«Предлагаемый закон может привести к усилению гендерного неравенства, перекосу соотношения полов, обострению недоедания и неизбежному росту небезопасных абортов», отметила она.

Согласно данным Национального обследования здоровья семьи Индии, проведенного в 2015–2016 годах, в штате Уттар-Прадеш общий коэффициент суммарной рождаемости (среднее число рождений на одну женщину — далее СКР) составляет 2,7, что выше среднего показателя по стране, равного 2,1, сообщила Муттреджа.

Однако, по ее словам, благодаря усилиям последующих правительств в штате Уттар-Прадеш показатели здоровья улучшились с 2015 года.

«Техническая группа по демографическим прогнозам на период 2011-2036 годов, созданная Национальной комиссией по народонаселению при министерстве здравоохранения и благополучия семьи в июле 2020 года, прогнозировала, что Уттар-Прадеш достигнет уровня замещения СКР к 2025 году без необходимости политики принуждения», — рассказал Муттреджа.

По данным Отдела народонаселения ООН, СКР, составляющий около 2,1 ребенка на женщину, называется рождаемостью на уровне воспроизводства, которая, если сохраняется в течение более длительного периода, то каждое поколение в точности заменяет себя.

Шайладжа Чандра, бывший секретарь министерства здравоохранения и бывший исполнительный директор Национального фонда стабилизации народонаселения, сказала, что, учитывая население штата и высокий уровень рождаемости, Уттар-Прадеш действительно требует «сосредоточения внимания на политическом уровне, а политика в области народонаселения очень востребована».

Но она предостерегает насчет предлагаемого закона.

«Ни один закон не сможет снизить [уровень] фертильности, а законы, которые уже существуют в 12 [индийских] штатах, не показали каких-либо положительных изменений в репродуктивном поведении людей. Так что этот закон также не позволит добиться этого», — отметила Чандра.

«Если вы делаете что-либо путем лишения определенных льгот, это принуждение, а принуждение неприемлемо… Нельзя, чтобы государство делало что-то отличное от национальной политики по такому важному вопросу», — добавила она.

«Предвыборная агитация»

По иронии судьбы, если бы положения предложенного закона о политике двух детей применялись в штате Уттар-Прадеш, половина законодателей, принадлежащих к правящей Партии Бхаратия Джаната (БДП), не имела бы права участвовать в выборах собрания. По крайней мере, 152 из 304 избранных членов БДП в собрание штата имеют троих или более детей.
Более того, Уттар-Прадеш — не единственный штат, управляемый БДП, где в последнее время усилилась тема контроля над населением.

Химанта Бисва Сарма, главный министр северо-восточного штата Ассам, в прошлом месяце объявил, что его правительство будет постепенно внедрять политику двух детей.

В южном штате Карнатака лидер БДП К.Т. Рави во вторник призвал к политике контроля над населением, подобной Ассаму и Уттар-Прадеш. «При наличии ограниченных природных ресурсов будет трудно удовлетворить потребности каждого гражданина в случае демографического взрыва», — сказал он репортерам.

Вот почему большинство оппозиционных партий выступили против правительства, возглавляемого БДП, по поводу предложенного законопроекта, а партия Самаджвади из штата Уттар-Прадеш назвала этот шаг «предвыборной агитацией».

«БДП не выполнила свои обещания в Уттар-Прадеше, и теперь, когда до выборов осталось всего несколько месяцев, она хочет отвлечь внимание СМИ и оппозиции от своих неудач посредством таких проблем», — заявил представитель оппозиционной партии.

В начале следующего года в Уттар-Прадеше состоятся выборы в законодательное собрание.

Даже Нитиш Кумар, видный союзник БДП и главный министр соседнего штата Бихар, а также идеологический партнер правой партии, Вишва Хинду Паришад (Всемирный индуистский совет), высказали возражения против предложенного закона в Уттар-Прадеше.

Через несколько дней после внесения законопроекта главный министр Йоги Адитьянатх обнародовал политику в области народонаселения Уттар-Прадеша на 2021-30 годы. Политика направлена ​​на снижение коэффициента фертильности среди женщин до 2,1 к 2026 году и до 1,9 к 2030 году.

Назвав рост населения «препятствием на пути развития», Адитьянатх заявил, что хочет стабилизировать численность населения штата и сократить материнскую и младенческую смертность.

Муттрежа из Фонда народонаселения Индии указала на «полный контраст» между предложенным законом и политикой правительства в области народонаселения, основанной на «ненасильственном подходе, основанном на жизненном цикле».

«Если предложенный законопроект вступит в силу, это полностью отменит политику, сделав ее неактуальной и неэффективной», — сказала она, добавив, что обеспокоенность и тревога по поводу «демографического взрыва» не подтверждаются данными.

«Нет никаких свидетельств того, что в Индии или Уттар-Прадеше происходит демографический взрыв», — сказала она «Аль-Джазире».

«Коммунальная поляризация»

По прогнозам, к 2025 году Индия обгонит Китай как самую густонаселенную страну. Но статистика показывает, что рост населения Индии достиг своего пика несколько десятилетий назад и сейчас идет по нисходящей траектории. Фактически, 24 из 29 штатов Индии уже достигли СКР 2,1.

Тем не менее, призрак демографического взрыва часто используется правыми группами Индии, включая БДП, для натравливания на мусульманское меньшинство, используя теории заговора, согласно которым исламская община планирует превзойти индусов, которые составляют 80 процентов населения страны.

В колонке в газете Indian Express С.Ю. Кураиши, бывший главный избирательный комиссар Индии и автор книги «Миф о народонаселении: ислам, планирование семьи и политика в Индии», задавался вопросом, что спровоцировало двух главных министров БДП внезапно объявить политику в области народонаселения. «В обоих случаях поддержание кипения котла для общественной поляризации является вероятным ответом и вероятным электоральным успехом Йоги Адитьянатха на предстоящих выборах», — написал он.

Нормы для двоих детей, антиженщины

Программа планирования семьи в Индии носит добровольный характер, что позволяет парам определять размер своей семьи и применять методы планирования, наиболее подходящие для них, без какого-либо принуждения.

В декабре прошлого года министерство здравоохранения Индии в письменном показании под присягой, поданном в Верховный суд, заявило, что принуждение людей иметь определенное количество детей будет «контрпродуктивным» и приведет к «демографическим искажениям».

Исследование, опубликованное в The Lancet в июле 2020 года, показало, что сохраняющиеся тенденции в уровне образования женщин и доступа к контрацептивам ускорят снижение фертильности и замедлит рост населения.

Чандра предложил правительству Уттар-Прадеша «разделить» штат на округа и сосредоточить внимание на тех округах, где высок уровень рождаемости. Муттрежа отметила, что, как известно, нормы о наличии двух детей «непропорционально сильно влияют на самых обездоленных и уязвимых, особенно на женщин и девочек, которые и так практически не имеют доступа к здравоохранению и образованию».

«Это еще больше влияет на их способность принимать решения относительно своего здоровья и благополучия», — сказала она Al Jazeera. «Пандемия COVID-19 и последующие блокировки и ограничения усугубили несправедливость и уязвимость наиболее маргинализированных слоев населения».

Кавита Кришнан, феминистка и член Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской), сказала, что законопроект Уттар-Прадеш «основан на расистской предпосылке, что Индия имеет «перенаселение» и что индийцы должны воспроизводить меньше, чем, скажем, американцы, британский или австралийский народы».

«Подобные законы в Китае еще больше ухудшили соотношение полов, то же самое произойдет в Индии», — сказала она Al Jazeera. «Закон будет наказывать женщин, не позволяя им участвовать в выборах или добиваться социальных пособий, даже если женщины не контролируют решения, касающиеся количества детей в нашей патриархальной культуре».

Поделиться