Мир стал переполнен «сорной визуальностью» (вердикт доцента кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ С. К. Секацкого), такая реальность порождает феномен «несмотрения», который является способом сохранения здоровья (замечание доктора философских наук, профессора СПбГУ В.В. Савчука), и ещё массу вычурных терминов крутит в своей мясорубке современная наука, пытаясь описать новый информационный мир. Нас больше волнует следующий шаг: что с этой социальной болезнью делать? Как спастись от Сизифова валуна ежедневной порции информации? Об этом говорится в статье на сайте «Гранит науки».
Ещё в 1964 году политолог Бертрам Гросс ввёл понятие «информационная перегрузка». Затем оно было популяризовано американским философом-футурологом Элвином Тоффлером. Но современные учёные обскакали обоих, зарядив населению термин МЕДИАБУЛИМИЯ. То есть неконтролируемое обжорство информацией из СМИ, последствие которого – преследующее человека ХХІ века чувство опустошения и растерянности.
«Во многия знания многия печали» — «Экклезиаст», III век до н.э. Сегодня мы можем посмотреть на эту сентенцию под другим углом. Речь идёт уже не о философской печали, а о чисто физиологическом отвращении, вызванном информационным (в точности как пищевым!) перееданием, и последующим самобичеванием. Проблемой медиабулимии занимается аспирантка Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко Анна Одинец, которая говорит: «“Обжорство” легко доступной информацией приводит к отвращению от нее, затем следует период нехватки и самобичевания за отказ. Подобное чередование способствует развитию депрессивных состояний и психосоматических расстройств. Этот процесс сродни поглощению пищи. Если беспрерывно глотать все подряд, ничего не пережевывая, то момент насыщения осознается с опозданием, являя собой качественный перегруз, и как следствие, вызывая резкое отторжение и «возвратный рефлекс». Проблемы со вниманием постепенно обрамляются в синдром дефицита внимания и гиперактивности». Поверхностное скольжение и постоянное открытие все новых и новых вкладок – один из симптомов медийной булимии».
Согласно данным проекта «EU Kids Online», в котором исследовались вопросы пребывания молодежи в интернете, распространенное мнение о том, что сетевая компетентность помогает избавиться от информационных угроз и перегрузок, не соответствует действительности. Лавина информации не только окружает нас, но и требует взаимодействия. Мы не только имеем бесконечное количество источников для самостоятельных исследований любых вопросов, но и регулярные отвлекающие сигналы: соцсети, чаты и всплывающие информационные окна – какая уж тут компетентность, тут бы в сознании остаться…
Кого-то тешит иллюзия о том, что доступность информации делает нас более развитыми. Но на практике все ровно наоборот, ведь обилие источников не говорит об их достоверности! В итоге, мы обнаруживаем себя прямёхонько посреди эпохи тотальной дезинформации. Эксперименты показали, что, чем больше вариантов источников знаний имеет человек, тем сложнее ему ориентироваться и делать выбор в окружающем мире.
Неконтролируемость информационного потока, с одной стороны, и растерянность и отсутствие концентрации, со стороны «пользователя».
Регулярная, ежеминутная смена информационных образов, зачастую с противоположным друг другу содержанием, будь то тексты, видео или изображения, делают нас растерянными, раздражительными и депрессивными. Пытаясь угнаться за актуальной информацией, человек перестаёт вчитываться в тексты, рефлексировать, и в итоге оказывается лишён возможности радоваться пониманию прочитанного. А позднее и вовсе обнаруживает себя лишённым способности глубоко анализировать то или иное явление. Вырабатываемый на курсах делового скорочтения навык «читать по диагонали», с целью охватить как можно большее количество информации, ведет к утере культуры чтения как таковой.
Мы привыкаем откликаться на простые и известные нам онлайн-сигналы, и это превратит нас в роботов гораздо скорее, чем человека поработит искусственный интеллект.
«Знание – сила, информация дает власть, поэтому кажется, что чем большим количеством информации мы обладаем, тем сильнее, значимее мы становимся. Вопрос о нужности или качестве получаемого отходит на второй план … Невозможно предугадать, что окажется в хайпе в следующую неделю, поэтому, на всякий случай, поглощается все подряд. Социальные сети, вроде Twitter, только ухудшают ситуацию. Пост друга о том, что он хочет фруктовый салат на ужин никак не повлияет на мою жизнь лично, но страх пропустить что-то важное подстегивает пользователей просматривать огромную кучу бесполезной информации в поисках чего-то хоть сколько-нибудь ценного. Зачастую, даже понимая абсурдность сложившейся ситуации, многие не могут перестать потреблять ненужную им информацию», — говорит Анна Одинец.
Чувство опустошения, деградации, невозможности сосредоточиться или сделать конкретный выбор приводит к нервным срывам, отчаянию, депрессивным состояниям и временному отказу от сети. Однако после все повторяется заново, практически по той же схеме, что и при пищевой зависимости: пользователи потребляют все подряд без разбора, чувствуют вину за потраченное зря время, но одновременно являются зависимыми от сетевого контента и неизбежно возвращаются к статусу «онлайн». Противоядие от этого одно: выработать в себе ментальный иммунитет, а говоря классическим языком – развивать критическое мышление.
Нужно поставить себе правилом потреблять информацию исключительно под задачи. Когда вы поймёте, что с этим справляетесь, сможете перейти на информацию «для души» — строго ограниченное количество времени в сутки. Почаще задавайте себе вопрос: ЗАЧЕМ? Стоит ли мне это читать/смотреть? Есть ли мне на самом деле до этого дело? Как это решает мои задачи?
Такой подход и называется образованностью. Образованный человек, то есть имеющий свой Образ, не станет есть что попало и читать и слушать всё, что ему предлагают. Просто нужно вспомнить, что мы не «потребители», боящиеся упустить выгоду и потому мониторящие все рядом пробегающие возможности, а в первую очередь люди. И, кроме того, нужно перестать получать удовольствие (и вторичные якобы выгоды) от своего беспомощного состояния.
Паниковать в ужасе перед обрушивающимся с каждым днём всё больше и больше информационным потоком нет причин. Мы же не сидим в ступоре от того, что существует Тихий океан, а просто подходим к крану и наливаем себе стакан воды – когда испытываем жажду. То же и с информацией: она была всегда, просто помножилась на симуляции и стало больше кранов, которые человек на автомате рефлекторно для себя открывает (а потом не может закрыть, как обезьяна не может разжать руку и бросить схваченный банан в ловушке) и гибнет под хлещущим потоком.