«Умственную одаренность можно развивать». Японский профессор развенчал мифы об интеллекте

Считается, что нервные клетки не восстанавливаются, а интеллектуальные способности, повзрослев, развить нельзя. Но японский профессор опровергает эти заявления, чем привел в удивление своего собеседника. Он рассказывает, что полезно для развития мозга и что нужно делать, чтобы сохранить ясность ума. Для этого не нужно быть ученым, пишет ИноСМИ и приводит публикацию Нихон кэйдзай.

В наш век стремительных перемен уже не так просто сказать: «У вас все будет хорошо, если вы приобретете эти деловые навыки» или: «Вы должны изучать этот предмет в университете». Вместо этого основное внимание уделяется так называемой одаренности, другими словами, интеллекту, присущему человеку.

Представители отделов кадров компаний часто говорят: «Если вы хотите взять на работу выпускника университета, то берите одаренного студента».

Многие считают, что интеллект — это врожденное и что не так уж много возможностей для его тренировки или развития. Однако профессор НИИ антивозрастной медицины Университета Тохоку Ясуюки Таки (Yasuyuki Taki) в корне с этим не согласен.

Таки утверждает, что не только растущие дети, но и деловые люди среднего и старшего возраста могут улучшить свои способности, если их мозг получит правильную стимуляцию. В книге «Доктор нейробиологии, пожалуйста, расскажите, как мне улучшить свой мозг» подробно объясняется, как развить умственные способности на основе последних результатов изучения мозга. Писатель Кадзуки Го побеседовал с профессором о том, почему мозг можно развивать не только детям, но и взрослым.

Пандемия укрепляет принцип «интеллект лучше способностей»

Го: Одаренность вызывает большой интерес общества. Во времена стремительных перемен, когда, например, новый коронавирус меняет природу нашего общества, возможно, именно интеллект, а не навыки являются ключом к успеху.

Таки: Прекрасно понимаю. У меня четырехлетняя дочь, и я не представляю, в каком обществе она будет жить, когда достигнет совершеннолетия. Я думаю, что многие родители задаются вопросом, какое образование дать своим детям.

— Понятие одаренность часто используется для обозначения интеллекта.

— Да. Родители считают, что улучшить интеллект ребенка невозможно, поэтому оказываются в недоумении. Некоторые считают, что интеллект — это то, с чем вы рождаетесь, и что у вас мало возможностей для его развития в дальнейшем.

— Есть те, кто придерживается этого мнения, но ошибочно полагать, что нельзя развить способности мозга. Например, исследования показали, что около 50% IQ определяется приобретенными факторами. Другими словами, если вы будете усердно работать, у вас будет много возможностей для повышения IQ.

— Неужели? Это обнадеживает, если не брать в расчет то, как заставить детей идти к цели. Но ведь это касается только детей, которые более активно развиваются? Взрослые уже не могут развивать умственные способности?

— Это не так. Взрослые также могут развиваться.

— Правда? Даже в среднем и преклонном возрасте?

— Да. Если стимулировать мозг взрослого человека, он будет развиваться. Эта способность меняться в ответ на внешние раздражители называется пластичностью. Она есть как у взрослых, так и у детей.

Новые нервные клетки вырабатываются в любом возрасте

— Удивительно. Я слышал, что с возрастом количество нервных клеток в мозге только уменьшается. Я и не подозревал, что мозг обладает такой способностью.

— На самом деле, было обнаружено, что некоторые из примерно 100 миллиардов нейронов в человеческом мозге могут делиться и воспроизводиться даже с возрастом. Этот отдел называется гиппокамп.

— Странно. Какую роль играет гиппокамп?

— Гиппокамп — это область в форме морского конька в глубине височной доли мозга, которая функционирует как хранитель памяти. Она временно хранит информацию, поступающую извне (кратковременная память), и решает, нужно ли потом о ней помнить. Гиппокамп также отвечает за запоминание информации. Исследование взаимосвязи между продолжительностью сна и объемом гиппокампа у детей показало, что у тех, кто спал от восьми до девяти часов, объем гиппокампа был больше, чем у тех, кто спал всего пять-шесть часов. Кроме того, у взрослых гиппокамп может атрофироваться при депрессии. Причем при болезни Альцгеймера это происходит в первую очередь.

— То есть гиппокамп очень важен. Но за пределами гиппокампа нервные клетки с возрастом отмирают, не так ли? Если да, то за счет чего мозг взрослого человека может меняться?

— И у взрослых, и у детей, чтобы мозг мог обрабатывать информацию, нервные клетки соединены друг с другом нейромедиаторными цепями (синапсами), образуя сложную сеть. По мере соединения синапсов объем мозга увеличивается. Мозг ребенка очень быстро строит сети. В свою очередь, взрослые способны укреплять существующие сети и расширять их с помощью постоянной стимуляции мозга. Хотя это и занимает больше времени.

— Потрясающе. Об этом стало известно недавно?

— Относительно недавно. Это показали различные исследования, включая отчет группы ученых из немецкого университета, опубликованный в научном журнале Nature в 2004 году.

Хобби эффективнее зарядок для ума

— Вы говорите, что, если стимулировать мозг, он развивается. То есть необходимо тренировать его при помощи игр и паззлов?

— Если такие тренировки будут приносить радость, я не против. Но если нет, то продолжать смысла не имеет. Дело в том, что, если это будет приводить к чрезмерному стрессу и неприятным ощущениям, гиппокамп, наоборот, атрофируется. Лучше углубляться в свои хобби и интересы. Это может быть работа или некое любимое занятие. Такая деятельность будет нагружать мозг.

— Значит, хобби подойдет? Мне нравится ловить рыбу, это тоже можно считать зарядкой для ума?

— Да, погружение, приносящее радость, оказывает благоприятное влияние на мозг. Я тоже постоянно ищу новые увлечения. В последнее время занимаюсь фортепиано, ударными, сноубордом и мышечными тренировками. Также люблю возиться со старыми автомобилями.

— Занятие делом, приносящим радость, полезно для мозга потому, что вы делаете это с удовольствием?

— Именно. В отношении интересующего вас предмета возникает интеллектуальное любопытство. Есть данные, что у долгожителей сильнее развито интеллектуальное любопытство. Исследования, проведенные среди людей старше 100 лет, показали, что у них интеллектуальная любознательность была на более высоком уровне, чем у обычных людей в возрасте от 60 до 84 лет. Также есть много доказательств, что хобби и любознательность оказывают позитивное влияние на мозг и предотвращают деменцию.

— Если хобби полезно для профилактики деменции, к нему надо относиться бережно.

— Есть и другой способ, помимо хобби, поддерживать мозг взрослого человека в молодом состоянии и повысить его производительность. Об этом поговорим в следующий раз.

Лучше говорить ребенку не «учись», а «займись любимым делом»

— Мозг ребенка формирует сеть крайне быстро. Что ему нужно делать, чтобы в этот период он стал работать еще лучше?

— То же самое, что и взрослому человеку. Если у ребенка появился какой-то интерес, надо поощрять его в этом, чтобы он увлекся по-настоящему. Спорт, хобби — все что угодно, помимо учебы.

— Вообще все что угодно? Даже что касается хобби?

— Да. Я редактировал книгу под названием «Как воспитать студентов Токийского университета», и одна из самых распространенных характеристик этих студентов — они получили «нестандартный» опыт в музыке, спорте и играх. Главное, что они увлекались вещами, которые не имели отношения к учебе. Поэтому родителям правильнее говорить не «учись», а «занимайся любимым делом». Это будет эффективнее для мозга детей.

— Но, если ребенок увлечется чем-то, помимо учебы, оценки могут снизиться?

— Необязательно. Исследования показали, что хобби оказывает положительное влияние на успеваемость детей. В ходе других исследований выяснилось, что те, кто в подростковом возрасте добился успеха в танцах, музыке, искусстве, науке, литературном творчестве, театре и спорте, также были успешны в своей будущей работе. Более того, оказалось, что среди нобелевских лауреатов больше тех, кто интересуется искусством, чем среди других ученых, кто не был удостоен этой премии.

— То есть родителям не стоит заставлять детей концентрироваться только на учебе.

— Да. О способах развития детских способностей поговорим в следующих статьях.

О Ясуюки Таки

Ясуюки Таки — профессор Центра правильного старения и Института развития и старения Университета Тохоку. Доктор медицины. Окончил медицинский факультет Университета Тохоку и докторантуру Высшей медицинской школы Университета Тохоку. Создал базу данных на основе МРТ-изображений мозга для выяснения механизмов его развития и старения. Является автором многих книг, в том числе бестселлера «Здоровый мозг на всю жизнь», который был продан тиражом более 100 тысяч экземпляров, а также книги «Восстановление мозга: важные привычки, поддерживающие здоровье мозга».

Поделиться