Аналитики говорят, что возвращение Талибана к власти — серьезная неудача для Индии, которая наладила тесные отношения с ушедшим правительством. Об этом пишет Aljazeera.
Возвращение Талибана к власти две недели назад привело к серьезным дипломатическим неудачам в Индии, и, по мнению аналитиков, южноазиатский гигант стал одним из «самых обездоленных» игроков в регионе. В течение нескольких недель талибы захватили страну в ошеломляющем военном размахе, так как иностранные силы под руководством США уходили через 20 лет, что положило конец самой продолжительной зарубежной войне страны.
Президент Ашраф Гани, с которым Нью-Дели поддерживал тесные отношения, бежал из страны, когда талибы окружили Кабул.
Внезапный крах поддерживаемого Западом правительства в Кабуле 15 августа спровоцировал беспрецедентный исход дипломатов, иностранных работников и афганцев, которые работали на западные страны и опасались репрессий со стороны талибов.
Индия была среди стран, которые закрыли свои миссии в Афганистане и вернула своих сотрудников и граждан. Она все еще пытается эвакуировать некоторых граждан, оставшихся после хаоса в кабульском аэропорту. Индия в рамках операции «Деви Шакти» уже эвакуировала более 800 человек из Афганистана после того, как Кабул был захвачен талибами.
В четверг она смогла эвакуировать только 24 своих гражданина вместе с 11 гражданами Непала на военном самолете — не более 180, как планировалось, так как, другие не смогли добраться до аэропорта, чтобы сесть на самолет.
Инвестиции Индии в Афганистан
Нью-Дели инвестировал 3 миллиарда долларов в проекты развития, предложил стипендии афганским студентам и помог построить здание парламента стоимостью 90 миллионов долларов, заработав хорошую репутацию в стране с 38 миллионами жителей.
В прошлом году во время конференции по Афганистану 2020 года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар заявил, что ни одна часть Афганистана не осталась «незатронутой» «более чем 400 проектами», которые Индия реализовала во всех 34 провинциях страны. Двусторонняя торговля между двумя странами также значительно выросла за эти годы и достигла 1,5 млрд долларов в 2019-2020 годах.
Индия, которая считает Талибан доверенным лицом своего заклятого соперника Пакистана, поддерживала тесные связи с Северным альянсом, который победил афганскую вооруженную группировку в 2001 году с помощью сил НАТО, возглавляемых США.
«Индия превратилась из ближайшего регионального партнера Кабула в одного из наиболее уязвимых игроков региона в контексте Афганистана», — сказал Майкл Кугельман, заместитель директора программы по Азии в американском Центре Вильсона.
Вторя схожим настроениям, Хэппимон Джейкоб из Университета Джавахарлала Неру в Нью-Дели сказал: «Я думаю, что Индия, похоже, вне игры в Афганистане».
Он сказал Al Jazeera, что за последние 20 лет Индия сыграла положительную роль в Афганистане, но в настоящее время индийская дипломатия практически «не существует» в стране, и ее ставки «резко снизились».
«Слишком поздно обращаться к талибам»
Некоторые эксперты указывали, что Индия слишком поздно обратилась к талибам, чтобы защитить свои интересы, сообщения о встрече индийских официальных лиц с талибами в столице Катара Дохе появились только в июне. В 2013 году талибы открыли политический офис в Дохе.
Кугельман сказал, что два фактора противостояли Нью-Дели: «нежелание Индии обращаться к талибам, пока не стало слишком поздно, и злополучный афганский процесс примирения с глубоким пакистанским следом из-за ее связей с талибами». Процесс примирения в Афганистане стал результатом соглашения между талибами и США, подписанного в феврале 2020 года.
«Один лишил Индию потенциальных рычагов влияния, а другой поставил Нью-Дели в невыгодное геополитическое положение», — сказал Кугельман телеканалу «Аль-Джазира».
Индия с осторожностью относится к талибам, учитывая ее близость к пакистанскому военному разведывательному агентству Inter-Services Intelligence (ISI), в то же время Исламабад обвинил Нью-Дели в использовании афганской земли для «проведения террористической деятельности».
«Захват талибами нанесет серьезный удар по стратегическим интересам Индии», — сказал Кугельман.
«У Афганистана теперь будет пропакистанское правительство, и это даст Пакистану и другому ключевому сопернику Индии, Китаю — близкому другу Пакистана — возможность играть более важную роль в Афганистане.
«Также возникнут риски для безопасности, потому что захват талибами активизирует региональные боевики, в том числе антииндийские террористические группировки».
«Подожди и смотри»
Во время своего первого пребывания у власти, с 1996 по 2001 год, «Талибан» столкнулся с международной изоляцией, поскольку его признали только три страны — Пакистан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Но на этот раз, похоже, все по-другому, поскольку региональные державы, такие как Китай, Россия и Иран, указали, что они могут сотрудничать с Талибаном для защиты своих интересов.
Бывший министр иностранных дел Индии Кунвар Натвар Сингх на прошлой неделе в интервью предложил Нью-Дели установить дипломатические отношения с «Талибаном», если он будет действовать как «ответственное правительство».
Но бывший посол Индии в Афганистане Гаутам Мукхопадхая сказал, что ситуация все еще развивается и пока ничего не выкристаллизовалось.
«У нас пока нет даже временной администрации [в Афганистане]», — сказал он телеканалу «Аль-Джазира», добавив, что поддерживаемая Западом Исламская Республика Афганистан по-прежнему является признанным правительством страны в Организации Объединенных Наций.
«Я думаю, что пока нам нужно подождать и посмотреть».
Кугельман, однако, сказал, что единственный вариант Индии в Афганистане — это попытаться снова обратиться к Талибану, что «как бы неприятно это ни было».
«Как минимум, установление неформальных связей с правительством Талибана укрепит позиции Нью-Дели, чтобы гарантировать, что его активы и инвестиции в Афганистане не будут поставлены под угрозу», — сказал он.