Словакия прекращает во вторник использование российской вакциной против коронавируса «Спутник V». Об этом ТАСС сообщили в министерстве здравоохранения республики.
«Сегодня (во вторник — прим. ТАСС) последний день, когда жители республики, пожелавшие привиться “Спутником V”, смогут получить вторую дозу российской вакцины», — отметили в Минздраве.
В Словакии начали применять «Спутник V» 7 июня. Регистрация желающих сделать прививку была завершена 30 июня. Привиться им выразили желание более 15 тыс. жителей республики, включая вице-премьера и главу Минфина Игора Матовича.
Покупка незарегистрированной в Евросоюзе вакцины, недовольство чем выразила, в частности, президент Словакии Зузана Чапутова, вызвала правительственный кризис в республике и привела к отставке Матовича с поста премьера, который переместился в кресло министра финансов.
Словакия получила от РФ 200 тыс. доз вакцины, но решила использовать только 40 тыс. из них. Минздрав республики примерно полтора месяца назад проинформировал, что Россия выкупила 160 тыс. доз препарата по той же цене, за которую он был продан — $9,95 за дозу.
Сформировать новое правительство президент поручила главе минфина Эдуарду Хегеру, пишет Би-би-си.
Правительство Словакии уверенно двигалось к распаду. Глубинные причины этого кризиса аккумулировались в течение нескольких месяцев, однако последней каплей стало решение премьер-министра Игоря Матовича закупить у России вакцину «Спутник», невзирая на несогласие партнеров по правительству и отсутствие у препарата европейской регистрации.
Оппоненты премьера называют «Спутник» элементом «гибридной войны», хотя по опросам значительная часть словаков не возражала бы привиться и такой вакциной. Что делать с уже привезенной партией «Спутника» — никто не знает, что будет со словацкой властью — тоже не очень понятно.
В среду президент страны Зузана Чапутова потребовала от Матовича освободить премьерское кресло. О готовности уйти премьер-министр заявил еще в воскресенье, но обставил свою отставку рядом условий. Некоторые из них — уход министров из других партий правящей коалиции — уже выполнены: за последние два дня от постов отказались министры экономики, юстиции, образования и глава словацкого МИД. Но премьер требует гарантий того, что в новом правительстве, которое, по идее, должны составить те же четыре партии, ему достанется какой-то пост. Президент страны торговаться не хочет. «Необходимо, чтобы премьер-министр своей отставкой сделал возможным принятие нового соглашения между коалиционными партиями о воссоздании правительства», — заявила президент.
Как и во многих других политических кризисах в разных странах в последние месяцы, главным источником политических трений выступает эпидемия ковида — ее последствия и тактика борьбы с болезнью. Она в последние месяцы вывела Словакию в лидеры антирейтинга по числу погибших на миллион жителей. Год назад за счет быстрых и жестких ограничений распространение инфекции удалось сдержать, но после второй волны эпидемии, начавшейся осенью 2020-го, в стране на 5,4 миллиона жителей число жертв превысило 9 тысяч. Таков фон для опросов общественного мнения, согласно которым доверие к правящим партиям упало почти на треть, а самого премьер-министра не желают видеть на посту 80% граждан.
Какое-то время Матович возлагал надежды на программу тотального тестирования словаков на антитела к коронавирусу. Протестировали почти три четверти населения и выяснили, что ковидом на момент завершения программы переболело не больше 1% населения страны. Матович заявлял, что Словакия покажет пример остальным странам, критики упрекали его в пустой трате денег, эпидемиологи призывали тестировать точечно — в очагах заболевания и на предприятиях.
Как показала зима, повальное тестирование не предотвратило дефицит больничных коек и гибель граждан, когда заболеваемость пошла вверх. Правящие партии спорили об условиях нового карантина, который оказался своеобразным: магазины и рестораны были закрыты, а вот горнолыжные курорты и гостиницы в зимние каникулы продолжали работать.
В итоге прирост заболеваемости в первые десять дней после рождественских праздников превысил показатели всего ноября. Премьер Матович заявил, что скачок заболеваемости объясняется безответственностью сограждан. От внимания сограждан не укрылось то, что правительство не прислушалось к призывам эпидемиологов ввести тотальный запрет на туристические поездки.
Одобренные в Евросоюзе вакцины Astra Zeneca, Pfizer и Moderna прибывают в Словакию, но небольшими партиями, отставание от графика есть, как и в других европейских странах. И вот в феврале премьер Матович предложил закупить у России «Спутник V». Эту идею правительство отклонило, сославшись на то, что Европейское агентство по медицинским препаратам пока не выдало регистрацию «Спутнику». Право вето использовала вице-премьер правительства Вероника Ремишова из партии «За людей», до того хлестко называвшая использование нелицензированной в ЕС российской вакцины «экспериментом на живых людях».
Пример соседней Венгрии, использующей «Спутник» без одобрения европейского регулятора, словацкое правительство не убедил — особую позицию Будапешта в следовании европейским правилам, равно как и симпатии Виктора Орбана к Владимиру Путину, в словацком истеблишменте не разделяют. Вопрос казался закрытым.
К изумлению партнеров Матовича по коалиции, да и всех словаков, вышло, что нет.
Втайне от кабинета министр здравоохранения Словакии Марек Крайчи подписал соглашение с российским Фондом прямых инвестиций о поставках 2 млн доз российского препарата. 1 марта в аэропорту Кошице на востоке страны приземлился самолет ВВС Словакии с первыми 100 тысячами флаконов. Потом прилетел еще один. Матович и Крайчи (соратник Матовича по партии «Обычные люди») лично встречали ящики с вакциной в аэропорту перед объективами фотокамер и дали короткую пресс-конференцию.
И тогда разразился скандал. Иван Корчок из партии «Свобода и солидарность», тогда еще глава МИД, заявил, что соглашение с Москвой ставит Словакию в сомнительное положение как члена ЕС и НАТО. «Спутник» — не просто вакцина, а средство в гибридной войне», — сказал он.
Начались поиски компромисса. Сначала премьер предложил было вернуть вакцину России, потом отказался, заявив через «Фейсбук» (премьер весьма активен в соцсети), что хоть членство Словакии в ЕС и непоколебимо, отказаться от качественной — по его, Матовича, мнению — вакцины мог бы только убийца. Попутно премьер оконфузился, пошутив, что заполучил «Спутник» за обещание отдать русским закарпатскую Украину. Пришлось извиняться перед украинцами.
Там же, в «Фейсбуке», он выражал уверенность, что спор лишь из-за того, можно брать вакцину у России или нет, не может привести к правительственному кризису. Какое-то время казалось, что предотвратить раскол поможет отставка одного лишь министра здравоохранения Крайчи, хотя и ее премьер-министр назвал идиотизмом. Но пару недель спустя в кабинете министров уже пустовали шесть кресел, а теперь пришла очередь и самого Игоря Матовича.
Какая судьба ждет соглашение о поставках «Спутника» — неясно. Российский фонд прямых инвестиций отказался отвечать на вопрос Би-би-си о том, что будет со словацким контрактом. Пока что содержимое флаконов, прилетевших из Москвы, словацкие ученые исследуют на мышах, на токсичность, повторяя, по сути, процедуры, давным-давно проведенные создателями «Спутника» из центра им. Гамалеи.
Ожидается, что в ближайшие дни словацкое управление по медицинским препаратам решит судьбу этой партии вакцины. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют, что 10% словаков готовы будут привиться «Спутником» (22% готовы привиться любой другой вакциной, но не российской). Чисто арифметически выходит, что привезенной вакцины хватило бы, чтобы привить одним компонентом примерно половину из этих 10% желающих.