В Огузханском районе Марыйского велаята Туркменистана власти взяли под особый контроль несколько населенных пунктов, в которых проживают в основном этнические афганцы и таджики – люди, бежавшие в 1990-е годы из Афганистана и Таджикистана. Спецслужбы опасаются, что жители этих поселений могут как-то отреагировать на ситуацию в Афганистане.
Как сообщают источники turkmen.news, на въездах в поселения Гурбандурды, Мир и Труд установлены полицейские посты, на которых проверяют всех въезжающих и выезжающих. Почти все афганские семьи взяты под надзор. Выходцами из Таджикистана спецслужбы интересуются пока не так сильно.
«Это даже не колхозы, а полулегальные поселения, там люди живут в глиняных мазанках, — сообщил источник. — В основном там обитают беженцы, которые прибыли в Туркменистан в 1990-е годы, но так и не получили туркменских документов. У всех у них есть родственники в Афганистане. Именно из-за этого власти и беспокоятся».
Источник отметил, что под формулировкой «родственники в Афганистане» не всегда имеются в виду люди, которые просто остались в этой стране, когда другие члены семьи бежали в Туркменистан. Иногда судьбы этнических афганцев складываются гораздо драматичнее.
«Мне рассказывали про парня — этнического афганца, который родился в Туркменистане и никогда не был на исторической родине, — заявил источник. — Потом он что-то натворил, попал в тюрьму. А после освобождения его депортировали в Афганистан. Там он вступил в ряды радикальных исламистов. Вот таких людей опасаются туркменские спецслужбы. Хотя лично мне кажется, что этот парень уже точно в Туркменистан не вернется никогда».
Если Таджикистан и Узбекистан приняли беженцев из Афганистана, где власть в середине августа захватило движение «Талибан», то туркменское правительство не спешит помогать беглецам. Например, сообщалось о прибывшей из Афганистана в Туркменистан семье этнических туркмен, которую в итоге почему-то отправили в Таджикистан.
29 августа президент Гурбангулы Бердымухамедов обсудил проблему афганских беженцев с председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем. Глава Туркменистана заявил, что «в нынешних непростых эпидемиологических условиях необходимо здраво принимать решения о приеме беженцев и наряду с другими аспектами гуманитарной проблематики, в первую очередь следует серьезно оценивать риски масштабного распространения смертоносной коронавирусной инфекции». Строго говоря, он не сказал напрямую, что Туркменистан отказывается от приема беженцев. Но зарубежные СМИ трактовали его высказывания именно так.
А 31 августа вопрос помощи афганским беженцам обсуждался на онлайн-форуме внешнеполитических и миграционных ведомств Туркменистана, Австрии и Таджикистана. Туркменская сторона, опять же, не высказала четкой позиции по этому вопросу. Было объявлено лишь, что «Ашхабад […] призывает международных партнеров к поиску взаимоприемлемых путей оказания гуманитарной помощи афганскому народу».
Одновременно МИД Туркменистана поддерживает рабочие отношения с представителями «Талибана». Туркменские дипломаты неоднократно проводили встречи с талибами еще до того, как те окончательно захватили власть. Туркменистан уже заручился поддержкой новых афганских властей в строительстве газопровода ТАПИ, важного для туркменской экономики.