Освобождаем память в Windows 10 правильно: 6 способов очистки без использования сторонних программ

Windows, как и любая другая операционная система, время от времени требует очистки, поскольку со временем в ней собирается ненужный мусор, занимающий драгоценное пространство на жестких дисках. Об этом пишет hi-tech.mail.ru.

Нередки случаи, когда неопытные пользователи жалуются на нерасторопность системы и подтормаживания в программах или играх, даже не задумываясь о том, что виной тому захламленные диски, на которых практически не осталось свободного пространства.

Многие даже не подозревают, что хлам на компьютере может храниться годами и никуда не исчезать, пока не почистишь систему собственными руками. Это не только кэшированные данные, но и различного рода резервные копии или старые, потерявшие актуальность личные данные. Особенно это касается масштабных обновлений Windows, когда образ старой системы в несколько десятков гигабайт остается лежать мертвым грузом на диске и который вряд ли когда-нибудь окажется полезным.

При этом хорошо освободить пространство на ПК можно самостоятельно и не скачивая популярные инструменты по оптимизации системы по типу Ccleaner. Достаточно будет минимальных навыков владения компьютером и встроенных в систему утилит для очистки данных. Далее мы рассмотрим принцип освобождения места на актуальной для большинства ПК версии Windows 10 (21H1).

Очистка диска в параметрах Windows

В первую очередь необходимо зайти в «Параметры», далее открыть раздел «Система» и перейти в пункт «Память». Здесь находится информация о том, как используется основной накопитель компьютера, а также имеется функция контроля памяти — самая верхняя строка. По умолчанию функция контроля памяти отключена, поэтому необходимо ее активировать, чтоб система самостоятельно через определенный промежуток времени очищала диск от временных файлов и удаляла содержимое корзины. Функцию очистки можно гибко настроить, выбрав расписание, временной промежуток для хранения данных в корзине, а также в папке «Загрузки».

Не лишним будет и пройтись по категориям, отображающим, как именно расходуется свободное пространство. Например, можно смело удалить «Временные файлы», в которых содержатся предыдущие установки Windows, журнал обновления, данные оптимизации доставки, сводки диагностики, эскизы изображений и т. п. Выделяем галочками ненужные разделы («файлы дампа памяти для системных ошибок» и «журнал обновления Windows», — остальное по усмотрению) и как минимум 2 ГБ свободного пространства сразу прибавится на диске.

Удаление лишних учетных записей и их данных

Нередки случаи, когда одним компьютером пользуется вся семья, причем каждый из домашних делает это под собственной учетной записью. Соответственно, что в каждой из учеток копится мусор и время от времени необходимо от него избавляться. Но бывает и такое, что со временем каждый из членов семьи обзаводится собственным ПК и его учетка на старом компьютере теряет актуальность. В таком случае сторонние учетные записи лучше удалить, ведь вместе с этим исчезнут все следы их деятельности: загрузки, документы, фото, музыка — абсолютно все. Это может серьезно увеличить свободное пространство на диске.

Удаление учетных записей:

  • Открываем «Параметры» и переходим в раздел «Учетные записи»;
  • В боковом меню выбираем «Семья и другие пользователи»;
  • Выбираем ненужную учетку и жмем на «Удалить», а затем подтверждаем свои намерения.

Отказ от режима гибернации

Режим гибернации удобен тем, что позволяет переводить ПК в режим сна, сохраняя при этом пользовательское состояние (открытые программы, расположение окон и т. д.). При выводе компьютера из данного режима он начинает работать с того места, на котором его как бы поставили на паузу, причем происходит это все очень быстро. Крайне удобная вещь, но если вы не нуждаетесь в такой функции, ее можно отключить, ведь файл гибернации может занимать до 5−10 ГБ свободного пространства, что для некоторых может оказаться критичным значением.

Отключение режима гибернации:

  • Открываем «Командную строку» от имени администратора (Поиск — командная строка — правая кнопка мыши — запуск от имени администратора);
  • В открывшемся окошке вводим команду «powercfg /hibernate off» (без кавычек) и жмем Enter;
  • Отлично! Данные файла гибернации отключены и больше не будут занимать место.

Перемещение данных в облачное хранилище

Сейчас у большинства пользователей имеется быстрый домашний интернет с параметрами скорости от 50 Мбит/секи выше. Этого вполне достаточно, чтобы хранить не очень объемные файлы, но в большом количестве в облаке с последующим быстрым доступом к ним. Фотографии и музыка как минимум заслуживают того, чтобы держать их в облаке.

При этом не нужно тратиться на ежемесячную подписку, поскольку базовые объемы различных облачных хранилищ в совокупности предоставляют неплохой запас свободного пространства. Например, предустановленный в Windows OneDrive на бесплатной основе предлагает 5 ГБ места, Google Диск до 15 ГБ, Яндекс Диск 10 ГБ (если использовать «Почта 360», то +20 ГБ пространства), Mail.ru облако дает 8 ГБ навсегда. Итого от 38 до 58 ГБ бесплатно — почему бы их не использовать, тем более, что каждый из виртуальных дисков можно отобразить в «Проводнике» как обычные локальные диски.

Удаление кеша и других данных из браузеров

Любая открытая страничка в браузере сохраняется в его истории, а миниатюры картинок, видео, а также звуки и другие данные оседают в кеше. Все это необходимо для последующего более быстрого открытия и загрузки ранее просмотренного сайта, что удобно. Однако это хорошо для тех ресурсов, которые каждый из нас открывает десятки раз в день, а вот информации с единожды посещенных страниц незачем задерживаться в хранилище компьютера.

За месяц данных со случайных ресурсов накапливается на несколько гигабайт и хранить никому не нужный хлам дело неблагодарное. Поэтому не лишним будет иногда прогуляться по настройкам установленных браузеров и очистить историю, удалив ненужную информацию, как минимум, избавившись от превью изображений и других файлов, сохраненных в кеше.

Удаление лишних программ, пакетов языков и компонентов системы

Windows 10 имеет немало системных компонентов, которыми пользуются буквально единицы. Например, автономные карты, лишние пакеты локализации или утилиты, располагающиеся в разделе «Дополнительные возможности»: система распознавания лиц Windows Hello, устаревший проигрыватель Windows Media, дополнительные шрифты и т. д. Смело удаляйте то, чем не пользуетесь, но если сомневаетесь в своих познаниях, лучше «загуглите» предварительно удаляемый элемент, чтобы точно знать его предназначение.

Удаление автономных карт:

Открываем «Параметры» — «Приложения» — «Автономные карты» и жмем на «удалить все карты»;

Удаление лишних пакетов локализации:

В «Параметрах» возвращаемся на главный экран, выбираем «Время и язык» — «Язык» и в разделе «Предпочитаемые языки» оставляем русский и английский — остальные смело удаляем.

Удаление дополнительных компонентов:

Снова возвращаемся на главную страницу параметров — «Приложения» — «Приложения и возможности» — «Дополнительные компоненты» и удаляем ненужные утилиты.

Использование сторонних программных продуктов

Сегодняшняя статья посвящена тому, чтобы показать вам, как можно очистить компьютер от лишних данных, не используя сторонний софт. Можно отступить от этого правила и воспользоваться одной из популярнейших в интернете программ как для очистки дисков, так и для исправления ошибок в системе. Наибольшим спросом пользуется продукт Ccleaner, так как он прост в настройке и не занимает много места. Также есть и более профессиональный софт — Auslogics BoostSpeed, который, помимо удаления мусора, умеет чистить и дефрагментировать реестр, жесткие диски, предлагая дополнительные возможности в виде интернет-оптимизатора и сканирования накопителей на наличие ошибок с их исправлением при сохранении данных (по возможности). Еще можно присмотреться к Wise Disc Cleaner или Dism++, программам, умеющим очищать диски от различного рода мусорных файлов.

Поделиться