Почему власти Узбекистана никак не могут запретить насвай

Автор -
1045

23,2% населения Узбекистана употребляют насвай – это самый высокий показатель в странах Центральной Азии. Это больше 7 миллиона человек при популяции в 30,7 миллиона (в 2014 году). Для сравнения в Кыргызстане этот продукт потребляют 5,2% граждан, в Туркменистане – 1,4%, в Казахстане – 1,3%. Об этом пишет podrobno.uz. СМИ пытается разобраться, почему власти Узбекистана никак не могут запретить насвай? Впрочем такая же ситуация складывается и в Кыргызстане:

Реализация насвая никак не регулируется на законодательном уровне, и стоит он небольших денег. Это делает его довольно популярным средством для получения никотина, в частности, среди подростков. Из общего количества потребителей этого продукта 6% приходится на узбекистанцев в возрасте от 13 до 15 лет. Это рекордная планка в странах СНГ.

Как часто в Узбекистане можно встретить подобный сюжет: идешь себе спокойно по улочкам, думаешь о чем-то своем, и тут наступает ступор – прямо перед тобой мужчина смачно сплевывает жуткую зеленую массу на асфальт. Наверняка, многим приходилось наблюдать такое, или брезгливо, как по минному полю, идти по усеянному зелеными плевками тротуару.

При этом важно понимать, что вред от применения насвая куда больше, чем просто «разрисованный» асфальт. По данным онкологов Узбекистана, более 90 процентов больных раком ротовой полости употребляли именно этот продукт.

Многие в нашей стране возмущаются, когда только слышат о возможности запрета насвая, утверждая, что это неотъемлемая часть культуры, и наши предки употребляли его на протяжении веков и ни от каких проблем со здоровьем не страдали. Но здесь стоит заметить, что статистика заболеваемости на фоне употребления насвая, как таковой, прежде просто отсутствовала.

Непонятное месиво

Употребление насвая издревле присуще в основном жителям центральноазиатского региона. При этом сегодня, как и в далекой древности, он производится и реализуется вне правового поля. Очевидно, что регулирование распространения этого продукта может быть затруднено отчасти по причине недооценки рисков для здоровья, связанных с его применением. Действительно, исследования влияния насвая на здоровье человека можно пересчитать по пальцам. Все это весьма парадоксально, учитывая его долгую историю существования.

Когда-то его изготовляли из растения «нас» (отсюда и название изделия), добавляя лишь фруктовые добавки. Сегодня же основой зеленого порошка является махорка, которую очень легко выращивать и которая отличается высокой концентрацией никотина. При этом содержание никотина в готовом изделии никак не регулируется. Как тут не вспомнить знаменитую поговорку про каплю никотина, которая убила лошадь.

Вторым основным компонентом насвая является гашеная известь, которая усиливает всасывание никотина в кровь – таким образом эффект от потребления порошка наступает быстрее, чем при курении. Единой рецептуры изготовления этого изделия нет, поэтому у каждого кустарного производителя она своя. В целом продукт может включать в себя все, что душе угодно, и в этом его главная проблема. Это могут быть растительные масла и ароматизаторы для улучшения вкуса, зола растений, психотропные вещества и еще много чего.

Стали бы вы есть пепел? А строительную известь? Некоторые публикации также утверждают, что в смесь иногда даже добавляются экскременты животных вместо извести, например, помет кур. И это, наверняка, не самое страшное из того, что мы знаем о составе этого продукта.

Слово науке

В 2014 году независимая лаборатория Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий провела изучение насвая для совместного проекта Министерства здравоохранения Узбекистана и Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Было установлено, что в исследуемых образцах содержание никотина на одну порцию в районе 20-25 миллиграммов. Важно понимать, что безопасного никотина не бывает, это вещество в любом случае вызывает зависимость и может наносить вред здоровью. Однако здесь стоит вопрос о степени вреда: при оральном способе потребления и высоком щелочном уровне продукта такая высокая концентрация никотина способствует развитию сильной никотиновой зависимости.

Также в составе насвая были обнаружены такие токсичные и канцерогенные вещества, как нитрозамины, бутанол, бензапирен и другие. И здесь важно понять, что в мире имеются уже десятки исследований с неоспоримыми доказательствами их накопления и активации в организме.

В результате изучения также выяснилось, что 23,2% населения республики употребляют насвай – это самый высокий показатель в странах Центральной Азии. Это больше 7 миллиона человек при популяции в 30,7 миллиона (в 2014 году). Для сравнения в Кыргызстане этот продукт потребляют 5,2% граждан, в Туркменистане – 1,4%, в Казахстане – 1,3%.

Реализация насвая никак не регулируется на законодательном уровне, и стоит он небольших денег. Это делает его довольно популярным средством для получения никотина, в частности, среди подростков. Из общего количества потребителей этого продукта 6% приходится на узбекистанцев в возрасте от 13 до 15 лет. Это рекордная планка в странах СНГ.

Воспаление слизистой полости рта и десен, атрофия десен, кариес и преждевременная потеря зубов, рак ротовой полости, пищевода и поджелудочной железы, сердечно-сосудистые заболевания и хроническая гипертония, олигоспермия и, как итог, бесплодие. Это перечень тех проблем, которые специалисты Минздрава Узбекистана связывают непосредственно с употреблением табачных изделий, в частности, насвая. В целом, более 90 процентов больных раком ротовой полости употребляли насвай, утверждают в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре онкологии и радиологии.

В 2016 году стоматологическая клиника «СПС» в Казахстане провела количественный и качественный химический анализ насвая в шведской лаборатории, аккредитованной Всемирной организацией здравоохранения, а затем сравнила полученные данные с показателями GOTHIATEK – научно-обоснованным стандартом качества некурительных табачных изделий. В этот стандарт заложено требование к предельно допустимым уровням некоторых нежелательных веществ в бездымных табачных изделиях.

Анализ на бактериальный посев показал высокую обсеменённость бактериями в двух партиях насвая, что говорит об отсутствии стерильных условий во время его изготовления, транспортировки и хранения. Изучение примесей из разных образцов насвая обнаружило превышенное содержание токсичных металлов – хрома (в среднем в 16 раз), никеля (в 6 раз), кадмия (в 2 раза), свинца и мышьяка (в 37 раз и 20 раз выше предельной нормы).

Накапливаясь в организме, эти отравляющие вещества негативно влияют на целый ряд жизненно важных систем организма человека: вызывают повреждение легких, почек, желудочно-кишечного тракта, кожи, костей, заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем. Для подростков – это грозит умственной отсталостью.

Таким образом, употребление насвая может вызывать серьезные заболевания, инвалидность и даже смерть. Однако законодательством не предусмотрено никаких способов снизить эти риски, в отличие, например, от фабрично производимых сигарет.

Вне правового поля

Употреблять такой продукт все равно, что играть в русскую рулетку – не знаешь, когда в твой организм выстрелят. При этом распространение насвай никак не контролируется: он производится исключительно кустарно, поэтому ни о каких санитарных нормах не может идти и речи. Продукт не проходит никакой сертификации или иного подтверждения качества, потребителю не предоставляется информация о его составе.

Сегодня этот страшный продукт можно спокойно найти на улицах наших городов: у любого амаки на базаре или у холашки, продающей жвачки и курт на остановках, которые без зазрения совести продадут его и 40-летнему мужчине, и 15-летнему подростку. Дешевизна компонентов, специфика производства и избежание налогообложения делают насвай весьма доступным средством для получения никотина – стоит он в разы дешевле обычной пачки сигарет.

Примечательно, что Туркменистан стал первой страной в Центральной Азии, которая решила отказаться от этой отравы. Здесь его употребляли более 12% населения, и делегализация продукта осуществлялась поэтапно. В 2004 году в стране ввели запрет на употребление насвая в общественных местах, в 2008 году ужесточили ограничения, а в 2016 году запретили ввоз рассыпного табака и табаководство, что сделало производство насвая еще более сложной задачей. В настоящее же время в стране производство и ввоз, продажа и использование насвая полностью под запретом.

Из Центральной Азии насвай проник и в другие страны СНГ. Столкнувшись с этим явлением, запрет на производство и продажу этого продукта ввели Беларусь и Россия. В 2011 году насвай был включён в список наркотических веществ и психотропных средств, подлежащих контролю в Казахстане.

В Кыргызстане проектом закона предусматривается наличие предупреждений о вреде для здоровья на потребительской упаковке бездымных табачных изделий, а также регулируется прямая и косвенная реклама табачных изделий, и, в частности, насвая. По тому же пути пошел и Таджикистан, при этом здесь также запрещается употребление зеленого порошка в общественных местах.

В законе Узбекистана «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», принятом в 2011 году, насвай отдельно никак не выделяется. В новом же законопроекте в этой сфере, который сегодня находится на рассмотрении в парламенте, предлагается запретить все бездымные табачные и никотиносодержащие изделия в нашей стране, кроме того самого насвая. Эксперты предлагают несколько вариантов действий, от крайне жестких с уголовными сроками, до вполне вменяемых: постепенного введения запрета, вывода из оборота, предоставления менее вредных альтернатив.

Сегодня на рынке республики есть три основных типа продуктов, которые позволяют получить никотин бездымным способом – насвай, табачный снюс и бестабачные никпэки. В отличие от насвая, снюс и никпэки уже имеют обширную научную базу и представлены как наименее вредная альтернатива для здоровья потребителей на фоне воздействия обычных сигарет на организм. Именно поэтому многие курильщики в Европе и США отказываются от сигарет и активно переходят на эти продукты.

Они производятся легально в промышленных масштабах и с последующей проверкой качества готового изделия, их состав четко регламентирован и известен потребителю. Также они не оставляют запах, не портят зубы и пачкают асфальт.

Стоит отметить, что оборот табачного снюса несколько десятилетий назад был запрещен в большинстве стран Европейского Союза. Однако многие государства, глядя на опыт Швеции, считают, что этот запрет был принят поспешно и призывают поменять регулирование. Количество случаев заболеваемости раком, связанным с табакокурением, в этой скандинавской стране почти в 2 раза меньше, чем в остальных странах Европы. В Швейцарии, например, разрабатывают новый закон о регулировании оборота табачной продукции, который должен быть принят парламентом в 2022 году и, возможно, разрешит продажу снюса.

Давайте тут немного поразмышляем, в каком нам направлении идти: в сторону средневековых традиций или идти в ногу с развитием науки и технологий. Ждем решения от законотворцев: будут ли производители-нелегалы продолжать травить людей, а мы – созерцать заплёванные тротуары, зависит от них.

Поделитесь новостью