Усилия не всегда приводят к желаемому результату. Человек может перерабатывать, учиться и пытаться стать лучше, но всё равно не получать повышения зарплаты. Авторы книги «Контекст жизни. Как научиться управлять привычками, которые управляют нами» уверены, что дело в наших когнитивных привычках. Если их осознать, то можно и исправить.
Этот тезис Владимир Герасичев, Арсен Рябуха и Иван Маурбах неоднократно доказывали на практике во время бизнес-тренингов. К тому же Рябуха и Маурбах — психологи и спикеры TEDx, так что опыта у них достаточно. Лайфхакер публикует первую главу «Контекста жизни».
Первая когнитивная привычка, о которой идёт речь, — это привычка быть правым, то есть постоянно возвращаться к ощущению, что «моя картина мира верна», «я правильно интерпретирую события».
Иногда для нас настолько важно постоянно иметь перед глазами верную и непротиворечивую картину мира, что эта когнитивная привычка становится чем-то большим, чем просто адаптивный механизм. Наша картина мира в какой-то из сфер (или в нескольких сразу) становится почти непрошибаемой, и сигналы реальности не могут её изменить.
Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, в которых люди позволяют привычке быть правым управлять собой. Они просто не могут уступить, и начинается борьба жёстких картин мира, каждая из которых имеет мало общего с гибкой, многогранной реальностью. Между тем даже в случае серьёзного конфликта интересов всегда есть возможность договориться, если стороны могут на секунду отвлечься от собственной правоты, ненадолго допустить, что картина мира оппонента может быть хотя бы в какой-то степени верной. Эта пагубная невозможность даже в воображении встать на другую сторону и есть корень зла многих непримиримых столкновений:
- родитель требует, чтобы подросток пришёл домой ночевать, а тот хочет всю ночь тусоваться у друзей;
- начальники двух цехов обвиняют друг друга в срыве сроков изготовления прибора, и у каждого свои резоны и своя картина происходящего;
- евреи считают, что земли Палестины принадлежат евреям, арабы — что арабам.
Интересно, что привычка быть правым чем-то похожа на вирус: она заразна. Когда оппонент настаивает на своём, нам чаще хочется вести себя так же жёстко, даже если изначально мы этого не планировали. Мы чувствуем, что на нашу картину мира посягают, — и усиливаем оборону. Так в конфликт вовлекаются люди, организации, страны. Это длится, пока кто-нибудь не остановится, не попытается принять другую точку зрения, услышать аргументы оппонента — словом, взять верх над своей привычкой быть правым, попытаться управлять ею.
Зачем нам нужна привычка быть правым
Мы ощущаем себя не просто стойкими, но сильными, знающими и уверенными.
Мы можем отбросить мучительные сомнения ещё до того, как они оформятся в какую-то внятную мысль, и таким образом быстрее принимать решения.
Мы активно предлагаем свою картину мира другим, убеждаем их, вдохновляем и таким образом достигаем цели (например, продаём товар или продвигаем свою идею).
Как привычка быть правым может нам мешать
Мы лишаемся способности гибко реагировать на изменения и видеть нюансы.
Мы становимся менее эмпатичными, хуже выслушиваем и понимаем других людей.
Мы неохотно замечаем свои ошибки, а значит, с большей вероятностью, как выражаются финансисты, «добавляемся к убыткам».
Стремление быть правым, как любой адаптивный механизм, само по себе нейтрально и может служить как созиданию, так и разрушению. Вопрос в том, можем ли мы им управлять — или же оно управляет нами.
Почему мы позволяем привычке быть правым управлять нами
- Страх изменений. Из-за него чаще всего и формируется эта привычка. Недаром некоторых людей с жёсткой, негибкой картиной мира иногда называют консервативными (хотя это не всегда связано).
- Желание навязать своё видение. Если у человека есть идея, страсть, миссия, он может идти к ней напрямик, не оценивая контраргументы (которые могут быть существенными).
- Самоутверждение. Здесь во фразе «я прав» акцент делается на «я». Утверждение своей позиции может быть способом встать выше другого, почувствовать себя лучше, умнее, сильнее оппонента.
- Борьба за власть. Чья картина мира становится доминирующей, общепризнанной, тот и считается лидером, тот и навязывает как формулировку проблемы, так и её решение. Люди борются за власть на всех уровнях — от школьного класса и семьи до страны и мира, и везде это борьба за формирование картины мира, борьба за правоту, за то, что считать важным и верным, а что отфильтровывать.
Как управлять своей привычкой быть правым
Первое, что нам нужно для управления привычкой быть правым, — открытость. Необходимо быть в принципе готовым впустить в своё сознание другую точку зрения, которая может дополнять нашу или противоречить ей.
- Внимательно слушайте собеседника. Старайтесь понять его позицию и аргументы. Вполне возможно, что ваши точки зрения не противоречат, а совпадают или дополняют друг друга. Может случиться и так, что, выслушав чужую позицию, вы согласитесь с ней (или ваш оппонент — с вашей) […].
- Отказываться от привычки быть правым лучше вместе с тем, кто с вами конфликтует. Для этого каждому стоит ненадолго отвлечься от своей части правоты и найти свою часть общей ошибки […].
- Отказаться от привычки быть правым трудно, потому что это задевает чувства. Чтобы начать идти на уступки, может потребоваться не вовлечённый в конфликт помощник (например, модератор в бизнес-конфликтах, психолог — в супружеских) […].
- У людей разные способности к изменениям. Может случиться так, что первым шаги придётся делать вам. Особенно часто это происходит, если вы конфликтуете с человеком намного старше вас: в возрасте нейропластичность падает, стремление защищать свою картину мира возрастает и управлять привычкой быть правым становится труднее. То, что вам легче понять другую сторону, не означает, что идти на уступки придётся только вам […].
- Иногда чувства, которые приводят к привычке быть правым, гораздо важнее того, из-за чего разгорается конфликт. Вот почему цена привычки быть правым может оказаться непомерно высокой для обеих сторон. Если об этом вовремя вспомнить, это поможет сделать шаги навстречу […].
- Чтобы управлять своей привычкой быть правым, вовремя «включать» и «выключать» её, важно понимать, что именно её провоцирует. Разобраться в этом можно самостоятельно, на тренинге или с психологом […].
- Если речь не о привычке быть правым, а о ваших ценностях и вы не готовы от них отказываться, отделите свою правоту от самоутверждения. Сообщите собеседнику вашу точку зрения и аргументы, но дайте понять, что вы также уважаете его позицию […].