Анализ проекта нового Налогового кодекса Кыргызстана. Что изменилось?

Автор -
1022

Юридическая компания «Прецедент» подготовила анализ проекта нового Налогового кодекса Кыргызстана. Ниже полный текст:

2 сентября 2021 года на сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики был размещен проект закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» (далее по тексту – проект/новый кодекс).

По мнению инициаторов, основной целью и задачей проекта является адаптация налогового законодательства Кыргызской Республики к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствование цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики.

Какие именно нововведения содержит новый кодекс и к каким последствиям это может привести рассмотрим ниже.

  • Ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность

Проект кодекса предусматривает один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности — ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность, признанной налогоплательщиком (статья 78, 84).

Органы налоговой службы имеют право направить в уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы уведомление об ограничении выезда физического лица, имеющего налоговую задолженность, признанную налогоплательщиком, а также руководителя организации, которые имеют налоговую задолженность, признанную налогоплательщиком в размере, превышающем 1000 расчетных показателей, и неисполненных в течение 5 рабочих дней, следующих за датой вручения извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

Полагаем, что данная поправка подлежит исключению по следующим основаниям. 

 

  1. Дискреционные полномочия сотрудников налоговой службы

Согласно формулировке статьи 78 проекта: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, исполнение налогового обязательства и погашение налоговой задолженности могут обеспечиваться следующими способами:

1) пеней;

2) банковской гарантией;

3) депозитом налогоплательщика;

4) взысканием налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, за счет наличных денежных средств и/или денежных средств со счетов налогоплательщика и/или третьих лиц;

5) ограничением выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих налоговую задолженность, признанной налогоплательщиком».

То есть перечисляются способы обеспечения, которые по своей формулировке могут применяться не постепенно (от наименьшего к наихудшему), а в зависимости от различных факторов и от настроения и отношения сотрудника налоговой службы к конкретному налогоплательщику. 

В связи с чем, возникает вполне логичный вопрос, а будут ли все налогоплательщики равны перед нормами Налогового кодекса? Или одни организации, получат более мягкие способы обеспечения исполнения налогового обязательства, а другим ограничат выезд из страны? Не станет ли это одним из коррупционных рисков? Ведь согласно результатам исследования индекса восприятия коррупции, за 2020 год (глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе) проводимый международной неправительственной организацией Transparency International, Кыргызстан находится на 124 месте из 179 стран, что уже говорит о высокой коррумпированности должностных лиц, а возможность применять в отношении бизнеса дополнительные санкции, такие как ограничение выезда, создаст еще более благоприятную среду для коррупции.

Право на свободу передвижения подразумевает право лица выезжать в любую страну по выбору. Применение меры, посредством которой лицу отказывают в выезде, приравнивается к посягательству на права человека. Мера «необходимая в демократическом государстве», включает доказательство того, что предпринятые действия преследовали легитимную цель, и что ограничительные меры были необходимы для выполнения их функции. Инициаторы не указали, каким образом абсолютное ограничение возможности налогоплательщика выехать за пределы страны послужит способом для исполнения налогового обязательства.   

Кроме этого, введение данной нормы может повлечь за собой появления номинальных руководителей или частой сменяемости исполнительного органа в организации. 

Ограничение конституционного права человека должно производиться в судебном порядке. В целом, Конституция страны допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. При этом вводимые ограничения должны быть соразмерными, а соразмерность должна быть обоснована. Справка-обоснование к проекту не содержит цели и достаточного обоснования для ограничения выезда, что противоречит статье 25 закона «О нормативных правовых актах».

Суд в более 90% случаях принимают решение в пользу налоговой, то есть в пользу государства. Традиционно считается, что спорить с налоговыми органами сложно и неперспективно. Существует мнение среди предпринимателей, что суды чаще всего поддерживают позицию налоговых органов, потому что задача последних заключается в пополнении государственного бюджета.

Налоговое право регулирует специфические отношения. Для того, чтобы разбираться в налоговом законодательстве требуются знания не только налогового законодательство, но и знание международных стандартов финансовой отчетности, основ бухгалтерского и финансового учета и т.д. Но, не все судьи разбираются и понимают налоговые законодательство. 

Следовательно, отсутствуют гарантии того, что судебные решения будут приняты квалицированными специалистами, которые могут изучить/понять и вынести справедливое решение по налоговым спорам. 

Таким образом, ограничение выезда за пределы страны руководителя организации, как один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности не достигает своей законной цели и не отвечает критериям «соразмерности» принимаемой нормы. 

Данные ГНС за период 2018 — 7 месяцев 2021 гг.  показывают, что более 90 процентов решений судов по заявлениям налогоплательщиков принимаются в пользу бюджета (выигрывают органы налоговой службы).  

Рассмотренные дела в судебных органах

  2018 2019 2020 7 мес. 2021
кол-во млн.сом кол-во млн.сом кол-во млн.сом кол-во млн.сом
Рассмотренные дела в судебных органах 80,0 6 612,1 83,0 3 313,4 49,0 1 033,4 45,0 7 009,6
Решения судов в пользу НП 7,5% 24,6% 2,4% 0,2% 6,1% 8,3% 13,3% 7,2%
Решения судов в пользу бюджета 92,5% 75,4% 97,6% 99,8% 93,9% 91,7% 86,7% 92,8%

 

  • Правоохранительная деятельность органов налоговой службы 

Новый проект кодекса (статьи 53, 57, 58, 93, 151, 171) предлагает органам налоговой службы осуществлять функции дознания и следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики и законодательством об оперативно-розыскной деятельности по вопросам администрирования и правоприменения налогового законодательства. 

Авторы проекта кодекса должны понимать, что налоговая служба, как уполномоченный орган ответственный за сбор и администрирование налогов и страховых взносов будет прямо или косвенно заинтересован в исходе досудебного разрешения дела, что будет противоречить объективному исследованию доказательств. 

Более того, наделение налоговой службы статусом и возможностями правоохранительного органа будет означать возобновление деятельности недавно ликвидированной государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (финансовая полиция).

Необходимо напомнить, что финансовая полиция была ликвидирована из-за высокой коррумпированности указанного органа, а также его незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, то есть ликвидированная финансовая полиция в свое время выполняла лишь карательные функции, что приводила к высокой коррумпированности этой службы.

Согласно данным Кабинета министров, в период существования финансовой полиции уровень теневой экономики составлял 130 миллиардов сомов, или 23,6 процента к ВВП, тогда как независимые эксперты отмечают, что доля теневой экономики составляет от 24 до 43 процентов к ВВП, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями своих функций.

Кроме этого, со стороны независимых экспертов и представителей бизнес-сообщества звучат нарекания по поводу деятельности Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями в части коррумпированности указанного органа, а также его незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного, авторам проекта кодекса рекомендуется исключить предлагаемые нормы о наделении налоговой службы статусом правоохранительного органа в виду явной коррупционной составляющей и дублирования функций дискредитировавшей себя и ликвидированной службы финансовой полиции.

  • Увеличение ставок  

Увеличение ставок единого налога 

Проект нового кодекса предлагает увеличить ставки по упрощенной системе налогообложения (единый налог), а именно для «остальных видов деятельности» (к примеру, сфера услуг) при безналичном расчете с 3% на 5%.

 

Действующая редакция Проект нового НК КР
1) для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли:

а) 4 процента — в наличной форме;

б) 2 процента — в безналичной форме;

2) для остальных видов деятельности:

а) 6 процентов — в наличной форме;

б) 3 процента — в безналичной форме.

1) для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли:

а) 4 процента — в наличной форме;

б) 3 процента — в безналичной форме;

2) для остальных видов деятельности:

а) 6 процентов — в наличной форме;

б) 5 процента — в безналичной форме.

 

При этом хотелось бы отметить, что в справке-обосновании и анализе регулятивного воздействия к проекту нового кодекса, не приводятся никаких аргументов, обоснований для такого повышения, то есть законопроект не содержит основание для увеличения ставок единого налога при безналичном расчете.

Увеличение ставок по налогу с продаж 

Проект кодекса предлагает увеличить ставку налога с продаж для сотовых операторов и интернет провайдеров. В обосновании такого увеличения, инициаторы указывают, что это необходимо в целях приведения в соответствие с международной практикой, когда поставка услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) операторами связи Кыргызской Республики абонентам иностранных операторов связи, поставку услуг связи по международному транзитному трафику операторами связи Кыргызской Республики абонентам иностранных операторов связи освобождена от НДС.

В анализе регулятивного воздействия (далее по тексту – АРВ) к проекту кодекса указано, что «для покрытия выпадения по НДС от роуминга предлагается увеличить ставку для сотовых операторов до 6% и включить интернет провайдеров. Фактическое поступление НДС на роуминг за 2013-2019 годы от сотовых компаний в среднем в год составляет 450,0 млн. сом, а при ставке налога с продаж для сотовой связи и интернет провайдеров в размере 6% дополнительная сумма налога с продаж составит 450,0 млн. сом». 

То есть инициаторы хотят освободить сотовых операторов и интернет провайдеров от уплаты НДС, но при этом дополнительно увеличивают другой налог для покрытия потери.

 

Действующая редакция НК КР  Проект нового НК КР
Статья 319. Ставка налога

2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных:

1) в наличной форме:

а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности;

б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части;

2) в безналичной форме — в размере 0 процентов.

3. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 2 процентов для банка и 5 процентов для деятельности в сфере сотовой связи.

Статья 364. Ставка налога

2. Ставка налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, освобожденных от НДС, оплаченных:

1) в наличной форме:

а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности и производственной сферы;

б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части;

2) в безналичной форме — в размере 50 процентов от ставок, указанных в пункте 1 настоящей части.

3. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 2 процентов для банка, 5 процентов для застройщиков жилья и 6 процентов для деятельности в сфере сотовой связи и доступа к сети Интернет.

 

Принимая во внимание пандемию коронавируса, которая оказала негативное воздействие на экономику Кыргызстана, авторам кодекса следовало учитывать эти последствия и предлагать более стимулирующие налоговые льготы. 

В прошлом году Правительство утверждало антикризисные меры по поддержке предпринимателей, в частности, они коснулись освобождением бизнеса от штрафов и пеней, льготное кредитование, приостановление налоговых проверок.

Полагаем, что увеличение ставок не будет «поддержкой» для предпринимателей, а наоборот, бизнес будет вынужден приостановить свою деятельность, а может и вовсе ликвидироваться или начать скрывать реальные доходы, то есть уходить в тень. 

В связи с чем, предлагаем оставить ставки единого налога согласно действующей редакции, а в части налога с продаж оставить ставку в размере 5% и дополнительно освободить от НДС сотовых операторов и интернет провайдеров в соответствие с международной практикой, как это указано в АРВ.

  • Соотношение нормативных правовых актов

В пункте 4 статьи 17 проекта кодекса, предлагается наделить профильный комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимать решение о наличии или отсутствии противоречий между нормами кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений.

Необходимо отметить, что закон «О Регламенте Жогорку Кенеша КР» не наделяет профильные комитеты полномочиями «решения о наличии или отсутствии противоречий между нормами кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений». 

Кроме того, закон «О нормативных правовых актах» устанавливает, что: «При выявлении пробелов и коллизий в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие их, вносят в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы и коллизии».

Принимая во внимание, что кодекс принимается парламентом, то принятие нормативного правового акта для устранения пробелов и коллизий, относится к компетенции Жогорку Кенеша, а не его профильного комитета.  

  • Дополнительная обязанность арендодателя по проверке применения ККМ арендаторами 

Проект кодекса содержит норму, обязывающую арендодателей частично исполнять функции налоговой службы, а именно требовать и проверять наличие ККМ у своих арендаторов (статья 126). 

Тем самым авторы кодекса, предлагают одних субъектов предпринимательства проверять другим. При этом забывая, что гражданское законодательство устанавливает важность равенства между субъектами предпринимательства и недопустимости установления доминирующего положения одних над другими. 

То есть, гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Тогда как проект кодекса, перекладывает обязательства налоговой службы на предпринимателя (административно-правовые отношения), при этом, в случае неисполнение, предприниматель может быть привлечен к ответственности. 

  • Установление 10% подоходного налога работнику в Парке высоких технологий

В действующей редакции Налогового кодекса, резидент Парка высоких технологий удерживает и уплачивает с заработной платы наемных работников подоходный налог в размере 5% на каждого наемного работника. 

Новый кодекс предлагает удерживать и уплачивать не 5%, а 10%, то есть на общих основаниях. 

Парк высоких технологий создан в соответствии с законом КР «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики» который был принят в 2011 году. Инициатива является государственной поддержкой развития индустрии разработки программного обеспечения в республике.

Увеличение ставки подоходного налога, не является инструментом для стимулирования, а наоборот обременяет, а возможно заставит специалистов скрывать свои реальные доходы.   

Полагаем, что отсутствуют основания для увеличения ставок подоходного налога для резидентов Парка высоких технологий, предлагаем оставить ставки налогов согласно действующей редакции.

Поделиться