Афганские басмачи: как их использовал СССР в своих целях

Автор -
755

К 1926 году многочисленные отряды басмачей были почти полностью вытеснены Красной Армией из Средней Азии. Противники советской власти бежали в соседний Афганистан, откуда еще долго совершали набеги на территорию СССР. Их деятельность, как ни странно, была на руку официальной Москве, поскольку служила оправданием для активной внешнеполитической деятельности в данном регионе. Советские силовики не раз вторгались в Афганистан под предлогом борьбы с басмачами. Об этом рассказывает «Русская семерка».

Приравняли к бандитам

Многие современные исследователи, в том числе и российские, считают жителей Туркестана, сражавшихся против советской власти, борцами за национальную независимость. Например, в журнале «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз» (№ 2 за 2016 г.) опубликована статья «Кто такие басмачи? Советское мифотворчество и стигматизация гражданской войны в Средней Азии», написанная в соавторстве доктором философских наук Леонидом Бляхером и доктором политических наук Илдусом Ярулиным. Ученые отметили, что представители Красной Армии, пришедшие освобождать бедных жителей Туркестана от гнета местных богачей и исламского духовенства, столкнулись с когнитивным диссонансом.

Простые жители восприняли красноармейцев захватчиками, насаждающими на их земле чуждые идеалы. Не прибавила популярности советской власти и масштабная продразверстка, которая выглядела как насильственный отъем продуктов у дехкан силами вооруженных русских. В этой ситуации все население, независимо от социального положения, оказывало поддержку противникам РККА, которые представлялись защитниками ислама и традиционных ценностей.

Тем более что сами себя они называли моджахедами – борцами против неверных. И тогда советские пропагандисты придумали гениальный ход: просто приравняли борцов за независимость к банальным бандитам, назвав их всех басмачами.

Так в Центральной Азии испокон веков именовались налетчики, грабившие мирных жителей. Теперь Красной Армии противостояли не борцы за веру и независимость, а бандиты – средоточие всего самого плохого, что может быть в людях. Пропагандистская машина включила механизм мифотворчества, создав образы, далекие от реальной жизни.

«Именно слово позволяет советской власти проявить гибкость, разделить население Центральной Азии на «чистых» и «нечистых». К слабостям населения (народный ислам, особый быт) можно отнестись снисходительно…

Басмачи же (бандиты, насильники, убийцы и т.д.) не заслуживают снисхождения. Не важно, кто этот басмач, какие цели он преследует, как действует. Само имя делает его источником всех бед, средоточием всех несчастий», – написали Л.Е. Бляхер и И.Ф. Ярулин.

«Русские были хитрыми»

Известный публицист Бахтияр Шахназаров – автор книги «Узбеки Турции. Жизненные истории», которая издана в Турции в 2008 году.

В ней исследователь описал свою беседу со 100-летним уроженцем Ферганской области по имени Абдухамид Кочар, который последние 80 лет своей долгой жизни провел на чужбине. Сначала бежал от советской власти в Афганистан, потом жил в Индии, Саудовской Аравии, пока не обосновался, наконец, в турецком городе Адана. Аксакал рассказал, что один из курбаши (полевых командиров) басмачей – Мухаммад Амин Мадамин-бек – являлся хорошим знакомым их семьи. При этом ни он сам, ни его воины, ни представители других отрядов, насколько известно Абдухамиду Кочару, никогда не грабили местных жителей и не совершали других преступлений, приписываемых советской властью этим людям.

«Русские были хитрыми. После начала борьбы против них они сообразили, что люди Мадаминбека – огромная сила, имеющая поддержку у большинства населения. Чтобы их очернить, русские наряжали своих людей из числа сотрудничавших с ними представителей местных национальностей в одеяния борцов за освобождение, им даже ленточкой лоб обматывали, и по ночам отправляли их грабить дома простого народа», – вспоминал аксакал.

Таким образом представители советской власти дискредитировали своих врагов в глазах местного населения, приравнивая их к басмачам (то есть, к бандитам). Некоторых лже-моджахедов, грабивших простых дехкан по указанию русских военных и милиционеров, борцы с советской властью выявили и убили, но им так и не удалось избавиться от слова «басмачи», которое к участникам освободительного движения как ярлык приклеили пропагандисты РККА.

Повод для вторжения В январе 1929 года к власти в Афганистане пришел Хабибулла Бачаи Сакао, свергнувший вооруженным путем законного правителя – Амануллу-хана. Сам по себе военный переворот, случившийся в независимом государстве, не давал СССР права вмешиваться в ход событий, несмотря на дружественные отношения  Амануллы-хана с руководством Страны Советов. Но эмира Хабибуллу поддержали отряды басмачей, сбежавших в Афганистан из Средней Азии. Это и стало для Москвы поводом для военного вторжения в соседнюю страну.

Историк спецслужб Александр Колпакиди и писатель Александр Север – соавторы книги «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия» (Москва, 2012 г.). В ней говорится, что советские силовики, как минимум, дважды совершали масштабные военные акции на территории Афганистана. Например, весной 1929 года отряд, состоявший из сторонников Амануллы-хана и красноармейцев, поочередно занял города Мазари-Шариф, Балх и Ташкурган.

Причем, советские воины скрывались под мусульманскими именами. Например, командир отряда – бывший военный атташе Виталий Примаков – выдавал себя за кавказского турка по имени Рагиб-бей. Впрочем, афганцев обмануть не удалось. Местное население враждебно отнеслось к вооруженным чужакам, да и наступление верных Аманулле войск на Кабул прекратилось в мае 1929 года, и красноармейцы вернулись в СССР.

В книге «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия» говорится, что только под Мазари-Шарифом отряд «Рагиб-бея» перебил около двух тысяч афганцев. Еще одна крупная военная экспедиция в соседнюю страну была предпринята руководством РККА летом 1930 года, она была санкционирована новым правителем Афганистана, Мухаммедом Надиром. Сводная кавалерийская бригада, которой командовал военачальник Яков Мелькумов, уничтожила 839 человек, признанных басмачами, эмигрантами и их пособниками. Красноармейцы разрушили и сожгли несколько кишлаков, прихватив с собой около 400 овец, 200 верблюдов и 80 лошадей.

При этом многие реальные басмачи, жившие в Афганистане, остались невредимыми. «Их создала советская власть» Руководство СССР использовало сам факт наличия басмачей в соседней стране как один из козырей в «Большой игре», относясь к их уничтожению крайне избирательно.

Это позволило некоторым иностранным авторам заявить, что басмачи являются-таки секретным проектом советских спецслужб. В книге А.И. Зевелева, Ю.А. Полякова и Л.В. Шишкиной «Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов» (Москва, 1986 г.) приводятся мнения зарубежных востоковедов на этот счет. Например, американский исследователь Александр Парк в работе «Большевизм в Туркестане, 1917-1927» (Нью-Йорк, 1957 г.) отметил, что никакого самоопределения народов Средней Азии, объявленного руководством СССР, на самом деле не было. И это именно советская национальная политика возродила идеи пантюркистского движения, подхваченные басмачами.

Схожую мысль высказала известный историк и политолог Марта Брилл Олкотт (США) в статье «Басмачи, или восстание свободолюбивых людей в Туркестане, 1918-1924», которая вышла в 1981 году в журнале Soviet Studies, издававшемся университетом Глазго. Исследовательница прямо обвинила представителей советской власти в возникновении басмачества, ведь именно политика СССР так причудливо объединила консерватизм и модернизм, вызвав рост националистических настроений среди коренного населения Туркестана. А попытка этих людей совместно противостоять общему врагу в лице РККА заложила основы народного самосознания, объединив все слои среднеазиатского общества.

Пехота с «карамультуками»

Публицист Ядгор Норбутаев написал статью «Лихие кавалеристы с маузерами, и другие мифы о басмачах», которая опубликована информагентством «Фергана» 8 июля 2013 года. В ней говорится, что отряд басмачей с военной точки зрения представлял собой конную пехоту, вооруженную старинными кремнёвыми ружьями — «карамультуками», лишь у считанных единиц имелись в арсенале английские винтовки «Спрингфилд» или немецкие маузеровские винтовки.

Поэтому растиражированный в кино и книгах образ лихих кавалеристов, вооруженных до зубов, является мифом. Чаще всего соединения басмачей представляли собой некое подобие партизанских отрядов, оснащенных тем, что нашлось. Эти люди не совершали конных атак, лошади были для них лишь средством передвижения. Обнаружив врага, басмачи обязательно спешивались, проводили разведку и начинали обстрел красноармейцев из имеющихся укрытий.

Германский след

Устоявшееся мнение, что басмачей обучали и снабжали оружием англичане, по мнению Ядгора Норбутаева и ряда других исследователей, тоже является вымыслом.

Они считают, что совсем немного азиатским борцам с советским строем помогали военные круги Германии. При этом историки-востоковеды и публицисты ссылаются на пример известного турецкого военного деятеля Исмаила Энвер-паши, который являлся одним из лидеров движения басмачей и идеологом пантюркизма. Как известно, Энвер-паша в 1918 году сбежал из Турции в Германию, где некоторое время скрывался под именем Али-бей. С немецкой помощью мятежный военный деятель отправился в Центральную Азию, чтобы возглавить борьбу местных жителей за независимость. Вместе со своими войсками он стремился полностью освободить территорию Туркестана от Красной Армии.

Готовили нападение на СССР

Доктор исторических наук Юрий Тихонов считает, что отряды басмачей, вытесненные в Афганистан, долгое время сохраняли свою боеспособность. Они не просто совершали отдельные вылазки на территорию СССР, но и готовились к широкомасштабному наступлению. Об этом ученый написал в монографии «Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию» (Москва, 2008 г.).

По данным Ю.Н. Тихонова, одно лишь туркменское басмачество могло выставить более 5 тысяч вооруженных воинов на лошадях. После нападения гитлеровской Германии на СССР эмигранты из Средней Азии стали готовить поход на Бухару, Хиву и другие города, чтобы вернуться домой с победой. Они рассчитывали, что Красная Армия, занятая отражением немецкой агрессии, просто не сможет оказать им достойного сопротивления. Впрочем, гитлеровцы не сумели одолеть РККА, и планы басмачей остались нереализованными.

Русский шпион – курбаши

Среди басмачей были и советские шпионы. Часто они являлись доверенными лицами лидеров движения, а иногда и сами курбаши служили агентами Москвы. Например, как утверждает Ю.Н. Тихонов, русские завербовали влиятельного военного и политического деятеля Шир Мухаммед-бека Гази (Махмуд-бек, более известный в русской литературе как Курширмат).

Весной 1942 года этот человек создал в Афганистане антисоветскую организацию «Унион», действуя в сотрудничестве с Абвером. Махмуд-бек был интересен гитлеровцам, поскольку обладал разветвленной сетью информаторов, в том числе и на территории СССР. Одновременно, сведения обо всех контактах курбаши с немцами попадали к советским резидентам. «Из уже рассекреченных документов внешней разведки еще нельзя установить, каким образом была проведена вербовка Махмуд-бека. Но, вероятнее всего, советская разведка предложила ему столь крупную денежную сумму золотом, что жадный узбек согласился продать всю необходимую НКВД информацию…», – предположил Ю.Н. Тихонов.

Впрочем, сотрудничество курбаши с советскими спецслужбами было недолгим, уже в мае 1942 года Махмуд-бека по запросу англичан арестовала афганская полиция.

Поделиться