МДС: В новом Налоговом кодексе Кыргызстана больше рисков, чем преимуществ

Автор -
241

Общественное обсуждение проекта новой редакции Налогового кодекса КР необходимо продлить или вообще снять этот документ с обсуждения для доработки, считают в Международном деловом совете. Об этом сообщает пресс-служба МДС.

«Потому что в законопроекте мы видим серьезные риски, в том числе связанные с увеличением налогового бремени для ряда сфер деятельности, усилением полномочий налоговой службы и другими факторами. К примеру, это может привести к подорожанию услуг интернета и связи, которые особенно важны в условиях пандемии и удаленной работы», —  объяснил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.

Напомним, 2 сентября на сайте Кабинета министров был размещен проект Закона «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» (ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3287), инициированный Министерством экономики и финансов КР. По замыслу авторов, цель законопроекта — максимально упростить систему налогообложения, сократить теневую экономику, облегчить налоговое бремя и т.д.

Действительно, в предлагаемом Налоговом кодексе есть определенные положительные моменты, считают в МДС. Это упрощенный механизм возмещения НДС для экспортеров, обязательное исполнение разъяснений Минэкономфина органами налоговой службы по спорным вопросам налогового законодательства, механизм отмены спорных решений налоговой службы, запрет на проведение некоторых видов проверок без документальных сведений, ограничение применения налоговых санкций и освобождение некоторых поставок от НДС (услуги по присоединению к техническим сетям, импорт воздушных судов отечественными авиакомпаниями), внедрение для потребителей механизма cashback (возврата суммы косвенных налогов), а также исправление некоторых пробелов и противоречий.

Подорожание услуг связи и интернета

«В то же время мы увидели многочисленные риски, содержащиеся в этом документе. Если вкратце — он очень сырой, в нем много недоработок, несоответствий. К нам уже поступило около 120 страниц замечаний и предложений от наших членов, представителей бизнеса. Они, в том числе, касаются повышения налога с продаж (НсП) для операторов сотовой связи. Особенно рискованно, что интернет-провайдеров отнесли к поставщикам сотовой связи, и они тоже будут платить 6-процентный НсП и НДС на приобретенные за рубежом услуги, это очень серьезная нагрузка», — продолжил глава МДС.

Учитывая, что интернет до конечного пользователя поступает через цепочку поставок несколькими интернет-провайдерами, то себестоимость интернета может вырасти на 15-20%, что скажется на простых абонентах и обеспечении доступа населения к интернету.

Хотят ввести так называемый «обратный НДС», который охватит большой спектр услуг, поставляемых иностранной организацией вне территории Кыргызстана.

Разработчики предлагают, чтобы этот налог платил получатель услуг. Это значит, что покупатель (юридическое лицо), находясь в Кыргызстане, должен заплатить 12% налога от суммы услуг, полученных им от иностранной компании без постоянного учреждения здесь. Это, например, может коснуться услуг рекламы в социальных сетях, программного обеспечения, приложений, платной электронной почты, подпиской на платные видео-, аудио- интернет-порталы. В конечном итоге, нагрузка напрямую ляжет на местных потребителей.

Банковская тайна и безналичные платежи

Отменяется нулевой НсП для безналичных платежей, взамен предоставляется только 50-процентная скидка – это может привести к снижению объемов безналичных платежей и уходу части бизнеса в тень.

Существенный риск содержится и в обязательстве по раскрытию банковской тайны.

«По запросу налоговой службы предусматривается практически полный контроль информации операций по счетам, без необходимости получения судебного акта, как это делается сейчас, — объясняет глава МДС. —  Это тоже риск ухода бизнеса от безналичных платежей, снижения доверия к банковской системе, рост бюрократической нагрузки на банки, и в целом риск откатиться назад в развитии финансового сектора и цифровизации».

Усиление ГНС

Еще одно нововведение вызывает недоумение. Налоговая служба наделяется статусом правоохранительного органа и органа дознания, то есть полномочиями всего спектра оперативно-розыскных мероприятий. К примеру, по закону об оперативно-розыскной деятельности имеется 21 вид оперативно-розыскных мероприятий.

«Это значит, что налоговой службе предоставляется по меньшей мере 21 дополнительное полномочие, что несет в себе большие риски. Тогда зачем ликвидировали финансовую полицию?»  — комментирует Аскар Сыдыков.

Кроме того, предлагается направлять 3% от собранных налогов и неналоговых доходов на финансирование расходов ГНС.

«Это же сродни коллекторскому подходу, о котором мы говорили ранее в связи с единым депозитным счетом.  Это может повлечь за собой необоснованные доначисления налогов в целях получения поощрения сотрудниками», — считает Аскар Сыдыков.

По официальной информации, в 2020 году ГНС собрала 62,9 миллиарда сомов налогов, и 3% (1,9 миллиарда сомов) – это  огромная сумма даже для трудного 2020 года с низкими показателями. Это только налоги, не считая неналоговых доходов. Получается, что речь идет не о поощрении, а о финансировании налоговой службы.

Риски для МСБ

Вводится дополнительная отчетность для тех субъектов, которые получают налоговые льготы, а также дополнительный вид проверок — тематическая проверка по запросам и жалобам. Усиливается рейдовый контроль по некоторым секторам, вводится обязательство требовать ККМ у арендаторов со стороны арендодателей.

Отменяется деятельность на основе обязательного патента, и у предпринимателей могут возникнуть трудности в связи с переходом на другие категории налогов, в  том числе на общий режим, который предусматривает уплату всех налогов, в том числе налога с продаж, налога с прибыли и других. Напомним, в настоящее время налог на основе обязательного патента платят за услуги парикмахерских и салонов красоты, частной стоматологии, обменных бюро, ломбардов и т.д. Необходимо обсуждать поправки с представителями всех этих сфер деятельности.

Норма о внесении изменений в Налоговый кодекс только  раз в год тоже содержит много рисков, потому что необходимо постоянно совершенствовать законодательство. Вместо этого разумнее ввести стабилизацию налоговых ставок.

Министерство экономики традиционно считается партнером бизнеса, с которым МДС постоянно сотрудничает, советуется, как совместно улучшать инвестиционный климат и деловую среду в стране.

«К сожалению, в последнее время выходят просто невероятные инициативы Минэкономфина, с которыми нам приходится спорить, обозначать риски, тратить на это время», — сообщил Аскар Сыдыков.

Для целей, заявленных в справке-обосновании к Налоговому кодексу и провозглашаемых Минэкономфином, нужно не повышать налоговое бремя, не усиливать административный контроль, а сделать налоговое администрирование настолько удобным, чтобы не только бизнес, но и все граждане в целом сами хотели соблюдать налоговое законодательство. Вот тогда и будет рост налоговых поступлений. А государству при нехватке бюджетных средств необходимо повысить эффективность использования уже имеющихся средств, минимизировать коррупцию и следовать всем принципам рыночной экономики.

Процедура разработки и принятия кодекса

Много вопросов у бизнеса к процедуре разработки нового Налогового кодекса. «Наши представители участвовали в заседаниях рабочей группы по разработке этого НК,  но большинство наших предложений не были учтены, и текст, который в итоге родился и выставлен на общественное обсуждение, во многом оказался «сюрпризом». Многие вещи вообще не обсуждались на заседаниях РГ, как пояснили эксперты»,  — рассказал глава МДС.

По закону об НПА, к любому законопроекту должна быть представлена сравнительная таблица, чтобы сопоставлять новый документ с действующим. Однако к новому Налоговому кодексу сравнительной таблицы нет, из-за чего очень сложно изучать и анализировать этот документ.

«В который раз мы убеждаемся, что чем делать вот такие недоработанные реформы — «недореформы», лучше вообще ничего не делать. Потому что в новом Налоговом кодексе содержится больше рисков, чем преимуществ», — выразил мнение бизнеса Аскар Сыдыков.

Бизнес-сообщество считает общественное обсуждение законопроекта слишком поспешным: уже до конца месяца его планируют направить в Жогорку Кенеш. Такой сырой документ нельзя ни в коем случае отправлять на рассмотрение парламента, это грозит серьезными последствиями.

«Мы сейчас об этом говорим, потому что вынуждены давать быструю,  первичную реакцию, так как есть риск поспешного продвижения и принятия этой редакции Налогового кодекса», — заключил глава бизнес-ассоциации.