От «Мисс Казахстан» до «жены» Назарбаева. Кто она, Асель Курманбаева?

Автор -
2618

Асель Курманбаева, которую называют неофициальной женой бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а также двое людей из ближнего окружения экс-главы государства оказались в центре расследования Pandora Papers. Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) утверждает, что Курманбаева заработала миллионы долларов на секретных офшорных сделках. Что известно об Асель Курманбаевой, о которой говорится в Pandora Papers? О ней рассказал «Азаттык» (казахская редакция Радио Свобода).

40-летняя Асель Курманбаева — арт-менеджер государственного театра «Астана Балет». Это учреждение расследователи приводят в подтверждение связи бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Асель Курманбаевой. Театр основан в 2012 году по инициативе Назарбаева. Курманбаева была первым учредителем компании, которая создала «Астана Балет». Позже владельцем театра стал фонд Назарбаева, затем он перешел в собственность государства. Сейчас театром руководит Курманбаева.

Исследование OCCRP под названием Pandora Papers выявило, что «третья жена» Назарбаева, Асель Курманбаева, продала не приносящую доход офшорную компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских Островах, семье приближенного к Назарбаеву олигарха Владимира Ни за 30 миллионов долларов.

По данным Pandora Papers, Курманбаева получила деньги в 2010 году, через два месяца после смерти Владимира Ни. Деньги поступили от компании, которая перешла к дочери Ни, и Владимир Ким, олигарх, близкий к Назарбаеву, был свидетелем выплаты.

Владимир Ни и Владимир Ким. Кто они?

Владимир Ни, упомянутый в Pandora Papers, работал помощником Назарбаева в 1985 году, еще до распада СССР. После провозглашения Казахстаном независимости он стал заместителем главы управления делами президента. Он входил в совет директоров корпорации «Казахмыс», финансирующей проназарбаевские НПО и издания. Ни умер в 2010 году.

Владимир Ким, по версии Forbes, — самый богатый человек в Казахстане. Американский журнал оценивает его состояние в 4,7 миллиарда долларов. Он владеет медным гигантом корпорацией «Казахмыс».

ЧТО ИЗВЕСТНО О КУРМАНБАЕВОЙ?

В интервью 1999 года Курманбаева, тогда участвовавшая в конкурсе «Мисс Казахстан», рассказывала, что родилась в Алматы, выросла в Талдыкоргане и ходила в хореографическое училище. Ее представляли как студентку Университета иностранных языков имени Абылай хана в Алматы. После победы на национальном конкурсе красоты девушка поехала на конкурс «Мисс мира» в Лондоне. Тогда она носила фамилию Исабаева.

По данным Азаттыка, отцом женщины, которую называют «третьей женой» Назарбаева, является Тлектес Исабайулы Есполов. Возможно, она взяла фамилию своей матери, Гульбану Курманбаевой. Причина смены паспортных данных осталась неизвестной. После «Мисс мира», где Курманбаева не получила каких-либо наград, она редко появлялась в СМИ.

Спустя почти 20 лет, в 2018 году, ее заметили среди слушателей «послания» Назарбаева. Она сидела в одном зале вместе с чиновниками.

Состоят ли Назарбаев и Курманбаева в официальном браке или нет, неизвестно. В документах двух сыновей Асель Курманбаевой в графе «фамилии» указано «Нурсултан» и «Нурсултанулы».

Отец Асель Курманбаевой, Тлектес Есболов, который руководит Алматинским аграрным университетом в течение 20 лет, говорит репортеру Азатттыка, что расследование, в центре которого оказалась его дочь, — не больше чем «слухи».

— Мы все растим детей. Мы люди, кто защищает честь нации. Я отец, я педагог, ученый. Так ведь нельзя, — сказал репортеру Азаттыка Есполов.

В Pandora Papers рассказывается о других бизнес-связях Курманбаевой.

«Странно, но фонд Назарбаева имел дело с Курманбаевой и совсем в другом проекте. На два месяца в 2013 году он стал владельцем компании «Астау», которую Курманбаева создала в 2006 году. Потом она снова стала ее владелицей. Компания владеет и управляет банкетным залом, спа и салоном красоты в центре Нур-Султана», — говорится в исследовании.

Компанией «Астау», принадлежащей Курманбаевой, руководит ее мать Гульбану Курманбаева. Асель Курманбаева является также учредителем Фонда развития балета и национального танца. В этом году она открыла Фонд поддержки и развития художественной гимнастики.

В Алматы, в престижной верхней части города, сейчас строится огромный театр. Заказчиком объекта является фонд «Демеу», единственный учредитель которого — Назарбаев.

В Фонде развития балета и национального танца, основанном Курманбаевой, Азаттыку сообщили, что «не имеют никакого отношения» к театру в Алматы, но «намерены сотрудничать, когда он откроется».

По официальной биографии, женой Нурсултана Назарбаева, который руководил Казахстаном около 30 лет и продолжает оказывать влияние на госаппарат, несмотря на отставку в 2019 году, является Сара Назарбаева.

Журналисты-расследователи обратились к Назарбаеву и Киму, семье Ни и к самой Курманбаевой с вопросом о деталях сделки на 30 миллионов долларов. Ответов они не получили. Пока реакции казахстанских властей на это расследование не последовало.

Журналист Вячеслав Абрамов, руководящий проектом Vlast.kz, лично участвовал в расследовании OCCRP, но не ждет от властей какой-либо реакции.

— Если честно, вообще не жду какой-либо реакции со стороны властей. Мы видели с вами огромное количество всевозможных расследований за последнее десятилетие, когда публиковались очень разные документы. Это и Panama Papers, и документы, связанные с домами, недвижимостью в Лондоне Дариги Назарбаевой и ее сына. И прошлогоднее расследование Азаттыка про недвижимость семьи первого президента. Буквально три месяца назад был «Проект Pegasus». И во всех этих случаях мы видели либо очень короткие комментарии о том, что, мол, нас обманывают, либо это информация, которой доверять нельзя, либо не было вообще никакой реакции, — говорит Вячеслав Абрамов.

Всё это, по его мнению, указывает на то, что власти Казахстана «в принципе не рассматривают всерьез подобные расследования».

— Мне кажется, они никак не готовы на них реагировать, потому что реакция будет означать признание, что это проблема, которой нужно заниматься. То есть нужно начать расследование в стране, на полном серьезе информировать общественность. Всё это, очевидно, никто в Казахстане делать не будет, и это касается не только семьи первого президента, но и в принципе любого из высших должностных лиц. И в этом смысле Panama Papers — самый очевидный пример, который мы с вами видели, — считает журналист.

Абрамов также отмечает, что «никто никогда никаких расследований не проводит в Казахстане, потому что есть законодательные ограничения, если это касается определенных персон, либо дело спускается всегда на тормозах».

В Казахстане за «публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство первого президента, осквернение его изображений» грозит наказание в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы либо тюремного срока.

— Знаете, на первый взгляд, полная ерунда. Пока нечего сказать, — прокомментировал первый замруководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев.

— А я при чем здесь? Я по линии фонда, — отреагировала Эльвира Жургенбаева, глава пресс-службы фонда первого президента Казахстана — Елбасы.

Никакой реакции не последовало от советника и пресс-секретаря Назарбаева Айдоса Укибая.

«В целом, это исследование показывает, что с каждым годом прятать деньги в офшорах становится сложнее. Рано или поздно вся информация обнародуется. Коррупционеров нужно разоблачать», — отреагировал лидер инициативной группы по созданию Демократической партии Жанболат Мамай.

Интернет-ресурсы Казахстана, аффилированные с властями, предпочли опубликовать информацию в целом о расследовании без упоминания имени Назарбаева и его «токал».

Тем не менее о казахстанской части расследования написали или перепечатали у коллег как минимум шесть казахстанских республиканских и региональных СМИ. Оппозиционный журналист Гульжан Ергалиева видит в этом «обострившуюся войну в семье» и задается вопросом «Кто заказчик?»:

С утра и целый день обычно «взвешенные» СМИ и аналогичные блогеры и журналисты вдруг как по команде распространяют одну и ту же новость о том, как младшая жена елбасы, называемая токал, когда то получила через офшорную компанию 30 млн$ от давно почившего «серого кардинала» президента Назарбаева Вл.Ни. Поводом стала информация от журналистского расследовательского консорциума, выдавшего очередной пакет разоблачений об офшорных деньгах сильных мира сего.

Странная смелость наших подконтрольных СМИ смущает. Такой прыти раньше не было. Обычно это оппозиционная пресса и политики говорили о подобных фактах и за это нас преследовали. А тут такая гласность, понимаешь ли… Почему такой огласки не было про Панамские документы, где фигурировали офшоры Дариги и ее старшего сына? Про «Казахгейт» вообще как молчали, так и молчат 20 лет. И про многое другое, что будет покруче 30 лямов казахмысовской группировки. А тут такой дружный и согласованный наезд на никому неизвестную токал…

В чем дело? Либо Назарбаев в коме и этого не видит, либо в стране происходит тихий переворот? Причем текст во всех источниках идентичный, то есть команда публиковать компромат на младшую жену елбасы пошла из одного центра. Да так, что акцент идет не на тех, кто платил эти 30 млн, а именно на токалку, явно с целью ее дискредитации. Все это говорит о том, что война в семье сильно обострилась — между старой и новой.

Причем критично. Неужели шал уже не контролирует ситуацию и старая семья пошла в открытое наступление, судя по принадлежности тех СМИ и авторов, которые раздувают эту тему так дружно и смело?