Гражданский союз «За реформы и результат» обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность использования камер с распознаванием лиц. Согласно анализу организации, это может нарушать ряд законодательных норм, в том числе и основного закона.
Так, статья 63 Конституции гарантирует каждому защиту персональных данных, согласно этой же статье, доступ к персональным данным граждан и их получение осуществляются только в предусмотренных законом случаях. В соответствие со статьей 29 Конституции, «не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом».
«Очевидно, что тотальная и точечная видеослежка граждан пусть даже в общественных местах это своего рода форма вмешательства в их частную жизнь», — подчеркивают авторы обращения.
Ранее в СМИ была информация, что в Бишкеке установлена 21 интеллектуальная камера с распознаванием лиц, камеры милиция использует при розыске. В ГУВД подтвердили, что в базу данных «вносят разыскиваемое лицо», затем по камерам отслеживается его местонахождение и сообщается сотрудникам ОВД.
Юристы «Гражданского союза «За реформы и результат» сомневаются, что использование данных с камер входит в оперативно-розыскные мероприятия, которые полностью перечислены в законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Это 21 действие, при этом список является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.
Стоит отметить, что по закону отождествление личности является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий. Однако в этом же законе прописано, что отождествление личности — это установление личности подозреваемого (проверяемого) по дактилоскопической картотеке, следам, оставленным на месте происшествия, по составу крови, слюны, следам запаха и пр. Таким образом процесс распознавания лица не подпадает под определение отождествление лица как вида оперативно-розыскных мероприятий.
Гражданский союз просит обратить внимание, что использование технологий распознавания лиц должно строго регулироваться законом, чтобы не были нарушены права человека на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных.
Есть опасения, что государственные органы смогут отслеживать и контролировать важные аспекты частной жизни простых граждан, зачастую без ведома и согласия самих граждан. Такие же риски связаны с транснациональными корпорациями: камеры с функцией распознавания лиц в Бишкеке установила китайская компания, у экспертов возникают сомнения в том, что все поступающие через камеры данные остаются в Кыргызстане. Сегодня ни один закон не регулирует общественные отношения, связанные с функционированием именно интеллектуальных камер с функцией распознавания лиц, в Кыргызстане, отмечается в обращении.
«Ситуация с персональными данными в Кыргызстане вызывает беспокойство. Непонятно, кто должен отвечать за хранение информации, кто должен нести ответственность в случае передачи или утечки данных, при хакерской атаке. Непонятно даже, у каких ответственных лиц есть доступ, как регулируются процессы при передаче данных.
Это все должно быть указано в законах. Мы надеемся, что генеральная прокуратура должным образом отреагирует и обеспечит соблюдение законности. Так или иначе мы будем и дальше требовать соблюдения законности, искать справедливость и использовать законные пути для обеспечения надежного хранения и понятного процесса передачи информации персонального характера в правоохранительных целях», — говорит сопредседатель Гражданского союза Урмат Казакбаев.