Порой мы получаем то, чего не ожидали вовсе. Коротко такую ситуацию можно описать как эффект бумеранга. Он возникает в повседневной жизни, СМИ и даже в глобальных экономических и экологических процессах. И последствия далеко не всегда благоприятны. «Теории и практики» рассказывает, почему возникает этот эффект и как его избежать.
В психологии
Эффект бумеранга — ситуация, в которой результат воздействия сообщения оказывается противоположным ожидаемому. Иными словами, человек начинает думать или действовать совсем не так, как ему сказали.
Психологический эксперимент Вегнера позволил исследовать реакцию на запрет. Так, испытуемым предлагали не думать о белом медведе. Эффект был обратным. А попытки контролировать мыслительный процесс и избавиться от белого медведя в состоянии стресса делали запретную мысль особенно навязчивой.
Если вы что-то запрещаете человеку, то тем самым побуждаете его интерес. Кроме того, это только укрепит точку зрения или отношение, противоречащее тому, что увеличивает сопротивление. Так, согласно теории психологической реактивности, попытки ограничить свободу часто вызывают обратную реакцию. И человек начнет действовать с точностью наоборот, даже если он не собирался поступать таким образом.
В массовой коммуникации
Эффект бумеранга в массовой коммуникации предполагает отторжение аудиторией СМИ из-за их суггестивного (внушающего) воздействия. Иными словами, пропагандистская информация начинает отталкивать людей и понижает уровень доверия. Так, результат противоречит изначально поставленной цели. Эффект бумеранга возникает, когда источник информации не приводит убедительные факты, не аргументирует и воздействует в большей степени эмоционально. Противоположным является эффект ореола — ситуация, когда к публичной личности и ее идеям привлекают внимание, из-за чего происходит рост популярности.
Одним из первых исследователей эффекта бумеранга стал российский психолог Юрий Шерковин. Он отметил, что перенасыщение информацией, усиленное эмоциональное воздействие может привести к негативным результатам. Например, пропаганда профилактики гриппа привела к тому, что многие сократили активность и стали реже появляться в общественных местах. При этом к рекомендациям врачей они так и не прислушались. Цель такой кампании не была достигнута.
Одной из основных причин появления эффекта бумеранга является то, что установки людей оказываются прочнее, чем транслируемая информация. Чаще всего она недостаточно аргументированна, подана слишком эмоционально или ее воздействие кратковременно.
Для того чтобы избежать этого эффекта, нужно выстроить информационный поток так, чтобы аргументация постепенно усиливалась в течение длительного времени, а также представляла разные точки зрения и содержала факты.
В экологии
Эффект бумеранга в экологии — это ситуация, когда результаты оказываются прямо противоположными изначальной цели. Так, попытки сделать что-то лучше только ухудшают ситуацию. Например, борьба с сорняками приводит к вспышке численности вредителей.
Глобально эффект бумеранга проявляется в следующем. Добыча полезных ископаемых, возделывание земель и другие вмешательства влияют на природные ресурсы. Так нарушаются экологические законы, бумеранг наносит ответный удар, и отрицательные изменения становятся непредсказуемыми.