Рост мировых цен на энергоносители не обошел стороной и Кыргызстан — бензин и дизельное топливо на заправках существенно подорожали. Как противостоять глобальным тенденциям? Какие меры предпринять стране, которая импортирует почти весь объем топлива?
В очередном выпуске «Перекрестка» радио «Азаттык» проблему обсуждали председатель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канатбек Эшатов и экономист Нургуль Акимова.
«Азаттык»: Канатбек мырза, последние несколько месяцев налицо значительное повышение цен на все виды топлива. Насколько повысились цены и отчего так происходит? Расскажите, пожалуйста, о ситуации на рынке.
Канатбек Эшатов: Цены растут с начала этого года или с конца прошлого. Как вы знаете, в прошлом году в период пандемии у нас были повсеместные ограничения – локдауны, карантины. Экономика во всем мире встала. Потом с конца года пошло поэтапное восстановление. Потихоньку стали снимать локдауны, ограничения. Экономика начала восстанавливаться. И пошел спрос на нефть и нефтепродукты. В период локдауна он упал полностью. Были даже случаи, когда экономика имела отрицательные показатели, минусовые. Вот эти государства, основные экспортеры нефти в мире – это страны-участницы соглашения ОПЕК+ — они-то и не стали увеличивать добычу. Как упала эта добыча в период пандемии, на этом уровне она и держится. Тем самым вызывает искусственный ажиотаж, искусственный дефицит, начинается повышение цен на нефть. Соответственно сразу за ним идет повышение цен на все нефтепродукты, в том числе на горюче-смазочные материалы. Кыргызстан – государство, зависимое от нефти. Собственного производства — меньше 10%. Мы не можем внутреннюю потребность обеспечить. В связи с чем мы не могли избежать этой всеобщей мировой тенденции. Нас тоже это коснулось. Например, если один баррель нефти марки Brent в конце прошлого года и начале этого стоил около 40 долларов, то сегодня он стоит порядка 80 долларов. То есть рост на сырую нефть произошел на 100%. В два раза выросли все цены.
«Азаттык»: В середине недели вы провели пресс-конференцию, где озвучили ряд инициатив Ассоциации нефтетрейдеров по сдерживанию цен на ГСМ. Пожалуйста, озвучьте и здесь эти предложения?
Канатбек Эшатов: Мы обратились письменно в Министерство экономики, все это предложили. Там группа экономистов, членов нашей ассоциации делали эти расчеты. Но первый пример, такая инициатива была. Просто пример других государств, например, Российской Федерации. На текущий момент работает демпферный механизм — выравнивающий. Российская Федерация, чтобы цену розничную удержать на одном уровне, за счет налогов снижает. Например, когда цена на бензин идет вверх, они снижают налоги. Потом наоборот: когда цена падает, они поднимают налоги. Тем самым они розничную цену держат на одном уровне, чтобы население этого не ощущало. А из-за того, что налоги вверх идут, в конце года получается все равно запланированный бюджет, утвержденный объем они собирают без выпадения. В принципе вот такие расчеты были. Второй пример — он просто по акцизу. Например, у нашего правительства есть полномочия по регулированию акциза. Как вы знаете, по закону установлена верхняя планка в 10 тысяч сомов. И правительство КР может в зависимости от ситуации этот акциз повышать или понижать — повысить или понизить его до нуля. И временно, в какие-то моменты, когда в такие сложные ситуации попадают, возможно, за счет этого играть, что может влиять на цену. Например, сегодня на бензиновую группу — 5 тысяч сомов за тонну, а если на литр переводить — это 3 сома 70 тыйынов. То есть, если акциз обнулить, можно получить снижение цены на бензин на 3 сома 70 тыйынов.
«Азаттык»: Нургуль, может ли себе это позволить кабинет министров — снизить или вообще обнулить ставки?
Нургуль Акимова: Мы потеряем 3 миллиарда сомов, это существенная сумма. Вы знаете, что ежегодно бюджет у нас принимают с дефицитом. И есть в Конституции определенные обязательства правительства, которые оно должно выполнять: выплата пенсий, пособий, зарплаты. Думаю, что если они решатся на эту меру, эффект не будет целесообразным, потому что на рынке будет не такой, не прямой эффект, потому что есть продавцы, которые платят налоги в Казахстане, здесь реализуют. Не перерабатывают здесь. Давайте вспомним, что у нас непрерывно растут темпы торговли и грузоперевозок, а также растет доля групп недропользователей, ну, если не считать крупных. Но в целом лицензии выдаются. А потребители, которые потребляют ГСМ, еще розничные автовладельцы — они как бы не перестают, еще массово не перешли на велосипеды, не уменьшили спрос. И спрос у нас естественным образом растет. Это государственная налоговая база. Я согласна, что можно удешевить, но как это сделать за счет бюджета? У него только определительная функция сейчас, а не развивающая. Были бы отдельные еще фонды, например, условно — фонд благосостояния , тогда мы могли бы себе это позволить. Сейчас, когда бюджет платит только по защищенным статьям, мне кажется, это пока не решится. Это будет политическое решение, если такое сделают.
«Азаттык»: Но рост цен на ГСМ по цепочке ведет к удорожанию продукции, грузоперевозок. С учетом сегодняшнего положения населения получается двоякая ситуация…
Нургуль Акимова: И на работников тоже влияет. Многие товары зависят от энергии, как бы их себестоимость будет зависеть от того, почем они купят ГСМ.
Канатбек Эшатов: Да, когда обращались в Министерство экономики, мы в расчетах приводили, что выпадения не будет, потому что это временное явление. Просто сейчас такое время, ощущается сильный дефицит. В Туркменистане большая нехватка дизельного топлива, у них месячная потребность там порядка 150 тысяч тонн. Но казахстанские эксперты объясняют, что заводы там в начале года стояли на ремонте, они в достаточном объеме не выработали. И сейчас дефицит этот сказался. У них совсем недавно завод в Атырау стоял на аварийном ремонте, а с 1 октября встал Павлодарский завод. Он встал на ремонт, и поэтому они не смогли выработать в достаточном объеме дизельное топливо, чтобы внутренние свои потребности закрыть. И сейчас эти оба государства импортируют из России, с тех заводов, на которых закупаются наши нефтетрейдеры. ,Там тоже уже за последнюю неделю цена пошла вверх. Например, на бензиновую группу цена поднялась на 50 долларов за тонну, по дизелю – на 40 долларов. Соответственно, на 1,5 сома по бензину и 1 сом по дизельному топливу может у нас повыситься. Все усугубляется тем, что два завода российских тоже встали на ремонт с 1 октября – это Омский и Орский. Два завода, которые находятся ближе всего к нам, их продукция была больше всего ориентирована на Центральную Азию. То есть 80% их продукции уходило в государства Средней Азии. А теперь они стоят на ремонте, и там есть дефицит. По бензину большие контракты уже не заключают заводы, которые рядом расположены.
«Азаттык»: Нургуль, возвращаюсь к прежнему вопросу. Можно ли найти какую-то золотую середину между инициативой Ассоциации нефтетрейдеров и выпадением больших сумм из бюджета?
Нургуль Акимова: Думаю, что надо работать с контрактами из других стран, прорабатывать эти варианты, потому что когда зависим от одной страны, мы всегда зависим от политики одной стороны. Или от их ремонтных работ.