Адвокат Замир Жоошев прокомментировал реанимацию приговора в отношении Алмазбека Атамбаева по делу Азиза Батукаева. Ниже публикация адвоката в соцсетях:
Разбор правового беспредела, совершенного 12 октября 2021 года судьями Верховного суда, которые реабилитировали обвинительный приговор Первомайского райсуда в отношении Атамбаева по делу Батукаева.
По порядку:
1. 30 ноября 2020 года судебная коллегия Верховного суда отменяет приговоры Первомайского райсуда и Бишкекского горсуда в отношении Алмазбека Атамбаева и иных обвиняемых. Причина в том, что судьи изучив доводы адвокатов и прокурора согласились с доводами адвокатов А. Атамбаева.
А какие были доводы?
Адвокаты говорили: в ходе судебного разбирательства судья районного суда единожды и до конца разбирательства удалил А. Атамбаева из зала суда. Также судья не предпринял меры, направленные на обеспечение его явки в суд, на обеспечение его возможности выступить в прениях сторон и с последним словом перед вынесением приговора.
Прокурор заявил: А. Атамбаев сам покинул судебное заседание и не желал принимать в нем участия.
Судьи ВС КР кроме доводов сторон также изучили материалы дела и обнаружили, что отсутствуют требования суда о доставлении А. Атамбаева из СИЗО на процессы, заявление А. Атамбаева об отказе участвовать на процессах, в прениях сторон и выступать с последним словом.
Таким образом 30 ноября 2020 года судьи ВС КР решили — при вынесении приговора райсуд нарушил нормы Уголовно-процессуального кодекса КР. Отменили приговоры двух инстанций и направили дело в райсуд на новое рассмотрение.
Постановление ВС КР окончательное и обжалованию не подлежит, за исключением случаев, когда возникают новые или вновь открывшиеся обстоятельства.2. Спустя около 11 месяцев, в октябре 2021 года заместитель Генерального прокурора Кумарбек Токтакунов обращается в Верховный суд с ходатайством. В нем он указывает, что в связи с возникновением вновь открывшегося обстоятельства необходимо отменить постановление ВС КР от 30 ноября 2020 года.
А какое «вновь открывшееся обстоятельство» возникло?
Якобы 30 ноября 2020 года судьям ВС КР не было известно о том, что сам А. Атамбаев отказывался участвовать на судебных заседаниях, в прениях сторон и выступить с последним словом.
Вам не кажется, что ранее об этом кто-то уже сообщал судьям ВС КР? О да! Это же был прокурор, участвовавший на процессе 30 ноября 2020 года. Это во-первых. А во-вторых, судьи ВС КР 30 ноября 2020 года в материалах дела не нашли материалов, подтверждающих отказ А. Атамбаева в реализации своих прав участвовать в суде. В третьих, в части 3 статьи 442 Уголовно-процессуального кодекса КР указан четкий и исчерпывающий перечень вновь открывшихся обстоятельств. И в этом перечне отсутствует такое обстоятельство, как » обвиняемый сам не хотел участвовать в суде». И вот, пожалуйста, сами убедитесь:«Вновь открывшимися обстоятельствами являются:
1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протокола следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие постановление незаконных или необоснованных приговора, определения, постановления;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сотрудника органа дознания, следователя или прокурора, повлекшие постановление незаконного и необоснованного приговора, определения, постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного дела;4) обстоятельства, не известные суду при вынесении приговора, определения, постановления, которые сами по себе или вместе с ранее установленными обстоятельствами свидетельствуют о невиновности осужденного или о совершении им иного по степени тяжести преступления либо проступка, чем те, за которые он был осужден, либо о виновности оправданного лица или лица, в отношении которого дело было прекращено;
5) обстоятельства по пересмотру приговора, вынесенного в отношении обвиняемого, с которым заключено соглашение о сотрудничестве, предусмотренные статьей 497 настоящего Кодекса».
Но несмотря на всё это Верховный суд отменил свое же постановление. И теперь собирается заново рассмотреть кассационное представление прокуратуры и кассационные жалобы адвокатов, подданные в 2020 году.По моему мнению осталось одно название «Верховный суд». А так, творя правовой беспредел, судьи Верховного суда опустили данное ведомство ниже плинтуса.
P.S. При отмене ранее принятого постановления Верховного суда председательствовал Кенешбек Токтомамбетов. Остальные судьи — К. Жоомартов и Н. Эшалиев.