Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) подвергла критике заявление президента Садыра Жапарова о том, что Мургабский район в 1924 году перешел от Кыргызстана Таджикистану. Об этом сообщает Озоди.
«С политической точки зрения высказывание президента КР — нападение на территориальную целостность Таджикистана, — говорится в распространенном 26 октября заявлении Демпартии. — С самого первого дня образования Таджикской ССР территория Мургабского района находилась в составе Таджикистана».
Мургабский район находится в около 1000 км. от Душанбе на территории Горно-Бадахшанской автономной области.
Выступая на пресс-конференции 23 октября, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, касаясь вопроса спорных участков в граничащими с Таджикистаном Лейлекском и Баткенских районах Кыргызстана, заявил по поводу Мургаба: «Они (власти Таджикистана – Ред.) говорят: «В 1924 году земли перешли к вам, эти земли отдадите нам». Я говорю: «Нет, если эти земли перешли к нам в 1924 году, то в 1924 году к вам перешел Мургаб, там 3 млн гектаров. Тогда отдайте нам его, мы отдадим вам вот эти земли». Они не соглашаются».
Власти Таджикистана не отреагировали на заявление главы КР. Пока неизвестно, был ли обсужден вопрос о Мургабском районе во время переговоров делегаций Таджикистана и Кыргызстана о делимитации и демаркации государственной границы.
Садыр Жапаров также не пояснил – когда, где и при каких условиях произошел спор по поводу Мургабского района.
Лидер ДПТ и депутат нижней палаты парламента Таджикистана Саидджафар Усмонзода 26 октября в беседе с Радио Озоди назвал заявление Жапарова «давлением на Таджикистан на переговорах о делимитации и демаркации госграницы».
«К сожалению, политика нынешнего руководства Кыргызстана подливает масла в огонь конфликта между соседними странами и может иметь трагические последствия. Я призываю президента и политиков Кыргызстана в этот сложный период отказаться от заявлений, усиливающих вражду. Война — не решение проблемы», отметил политик.
Протяженность кыргызско-таджикской границы составляет 970 километров, из которых на сегодняшний день делимитированы и демаркированы только 519. Спорными остаются участки между Баткенской областью Кыргызстана и Согдийской областью Таджикистана, где села, а иногда и дома жителей двух республик тесно переплетены, что затрудняет определение линии границы. Из-за неопределенности линии госграницы между жителями и пограничниками соседних государств часто происходят столкновения за право доступа к воде, земле и коммуникациям.
По словам С.Жапарова, на границе Кыргызстана и Таджикистана существуют три главных спорных вопроса, которые не решаются с момента обретения независимости. Президент отметил, что он готов «хоть сегодня» подписать документы по границе, но это зависит не от Бишкека.
«Это проблема, которая не решается уже 30 лет. Мы ранее занимались решением границ с Узбекистаном, после чего планировали заняться вопросами границ с Таджикистаном. До этого я не изучал документы по границе с Таджикистаном. В мае я запросил их у межправительственной комиссии. Там три спорных вопроса: по участку Торт-Кочо, по дороге, ведущей в Ворух и по спорным участкам в Баткенском и Лейлекском районах. Но с юридической стороны мы правы», — сказал Жапаров.
По словам президента КР, 3 марта 2009 года Адахан Мадумаров на посту секретаря Совета безопасности подписал протокол, исходя из которого Душанбе претендует на этот участок.
«Я говорю, нет, это наша земля, по которой мы уже сто лет проезжаем в Лейлек. Они же предъявляют этот документ. Согласно документу, Мадумаров признает 275 метров за Таджикистаном, но просит этот участок обратно в аренду сроком на 49 лет. Они говорят, что 12 лет уже прошло, через 37 лет либо мы закроем, либо путем переговоров снова продлим аренду. Я сказал, что у Мадумарова не было полномочий подписывать протокол, и он не имеет никакой юридической силы. Для решения вопросов границ сначала работают межправительственные комиссии, а потом соглашение поступает президенту, далее оно направляется на ратификацию в Жогорку Кенеш. Никакая другая структура не имеет права подписывать документ. Я говорю, что на этом участке не может быть споров. Я могу поставить точку в этом вопросе, но тогда через 37 лет Лейлек превратится в анклав», — рассказал Садыр Жапаров.
В Лейлекском и Баткенском районах, по его словам, спорными являются 210 тысяч гектаров.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.