Наш полный возможностей мир ― как изобилие на полках супермаркета: бери что хочешь. Только чего ты на самом деле хочешь? Людей, которым удается найти ответ на этот вопрос, можно считать богачами, ведь у них есть настоящие, истинные ценности.
О том, что такое ценности, чем или кем они определяются и как влияют на наше психологическое благополучие, рассказывает психолог из проекта «Чистые Когниции» Настасья Соломина. А люди, столкнувшиеся с различными психологическими сложностями, поделились с ней тем, как ценности и их восприятие менялись под воздействием расстройств и в результате терапии, пишет «Нож».
Один покоряет вершину за вершиной и всё равно не чувствует себя полноценным, реализовавшимся человеком; другой даже в стесненных обстоятельствах получает удовольствие от жизни. Чем обусловлены такие различия?
Наш мозг похож на сложную систему, заточенную под решение проблем: найти трудность, поставить цель, достичь ее, улучшить адаптацию.
Однако задачи мы ставим перед собой не только простые (поесть, поспать, спариться, не умереть) ― нам подавай смыслы, близость и самореализацию. Воплощение ценностей, короче говоря.
Именно ценности помогают нам определиться с тем, чего мы хотим; понять, что делать для удовлетворения своих потребностей и как выбрать из окружающего изобилия то, что действительно нужно. Достижение целей воспринимается как нечто важное тогда, когда эти цели значимы для конкретного человека. Поэтому Вася с удовольствием засиживается в офисе допоздна и любит проводить свободное время за обсуждением рабочих вопросов с коллегами, а Петя стремится как можно быстрее смыться со службы и пойти рыбачить ― разные ценности, разные пути к ощущению полноты жизни.
А вот Вова о ценностях не задумывается в принципе, у него другая повестка: Вова хочет быть счастливым, как люди из рекламы туалетной бумаги со смываемой втулкой. Вове кажется, что любые эмоции, кроме «хороших», ― это что-то несовместимое с нормальной жизнью, и он бросает все силы на то, чтобы не бояться, не злиться и не грустить. Он попадает в «ловушку счастья», как называет ее автор одноименной книги и тренер в терапии принятия и ответственности Расс Хэррис, убегает от негативных эмоций вместо того, чтобы задуматься о том, к чему ему хотелось бы идти.
«Человек — оценивающее животное»
С нейробиологической точки зрения осмысление ценностей — процесс сложносочиненный. Если посадить разных людей в аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ, которая часто используется в современных исследованиях работы мозга) и заставить думать о важном или о смысле жизни, у всех них не активируется какая-нибудь одна извилина или бугорок с замысловатым названием. Наши ценности не живут в каком-то конкретном кусочке мозга, а скорее являются результатом слаженной работы сложных нейронных сетей.
Тем не менее ученые любят сканировать мозги людей в разных обстоятельствах, и с каждым годом в нашем распоряжении оказывается всё больше данных, в том числе и о том, какие структуры задействованы в этих сетях и какие функции они выполняют.
В своем курсе «Найти цель и смысл жизни: жить ради того, что действительно важно» профессор Вик Стретчер (PhD, MPH) отмечает забавное совпадение: в месте, где традиционно принято рисовать третий глаз, внутри черепной коробки располагается вентромедиальная префронтальная кора, которую по праву можно назвать одним из центров внутреннего просветления. В вмПФК обрабатываются данные об эмоциях, восприятии себя и других людей. Эта область тесно связана с социально-обусловленным принятием решений и результатами обработки опыта прожитой жизни.
В исследованиях восприятия ценностей и смыслов также часто фигурирует орбитофронтальная кора, которая трудится над определением субъективной ценности поощрений, получаемых из окружающей среды. Скажем, проходит человек мимо кафе и видит фото гамбургера — в теории отличная вкусняшка. Но насколько этот гамбургер нужен этому человеку в данный момент? Может, человек сыт? Или у него расстраивается желудок от фастфуда и употребление гамбургера чревато изжогой? Ответы на эти вопросы и вычислит ОФК.
Мудрый нейронный «третий глаз» — своего рода надстройка над более старыми отделами мозга, которые с древних времен отвечают за богатство эмоциональной жизни. Именно они закладывают фундамент, без которого осмысление ценностей было бы невозможным в принципе: ведь то, что для нас важно, это и есть «хорошо», это и ощущается как приятное. А то, что неважно или недопустимо, — условно «плохо» и неприятно. Эмоции как главный путеводитель по жизни помогают нам слышать самих себя и осознавать свои истинные потребности.
Размышления о ценностях, в свою очередь, способны влиять на активацию разных отделов мозга и, следовательно, наши реакции.
Например, мысли о дорогих и близких людях, делали испытуемых более восприимчивыми к информации о здоровом образе жизни, к которой они обычно относились негативно.
Советы о пользе движения, вреде курения и нездоровой еды не вызывали сильной защитной реакции, если получавший их человек предварительно обращался к трансцендентным (позволяющим «превзойти себя») ценностям. Такие размышления способны снижать активность систем организма, отвечающих за стрессовую реакцию (в том числе миндалевидного тела, которое любит активничать у людей, склонных к тревоге).
Также исследования показывают: активная реакция системы вознаграждения и подкрепления в мозге (а конкретно ее элемента — прилежащего ядра) на мысли о просоциальных действиях вроде помощи и благодарности или о работе над долгосрочными целями у подростков предсказывает снижение депрессивных симптомов в будущем. Если же внутренний «подкрепитель» активно отзывается на эгоистичный гедонизм, это скорее свидетельствует о возможном усилении депрессивных симптомов в дальнейшем.
Хотя на ощущение благополучия в настоящем ориентированные «вовне» ценности особенно не влияют, психологическое благополучие в долгосрочной перспективе с большей вероятность окажется связано со смыслами, которые выходят за пределы получения удовольствия.
Ценности — подарок эволюции, помогающий эффективнее регулировать поведение с учетом наших замысловатых потребностей. Их появление связано с процессом социального развития, поэтому, размышляя о ценностях, невозможно представлять сферического себя в вакууме ― это всегда история про «я» рядом с «другими», про себя в контексте отношений.
Ценности и культура
Ценности вырабатываются на основании личного опыта, но он в большинстве случаев связан с другими людьми. Основа закладывается в семье или другой социальной группе, в которой растет человек. Коллективы, в которые мы попадаем на протяжении жизни (компания друзей, учебная группа, коллеги, религиозные организации), культура страны, в которой мы живем, формируют нас, а мы ― их.
Групповые ценности служат той же цели, что и индивидуальные: сделать так, чтобы группа-«хозяйка» этих ценностей выживала, а лучше — процветала.
Некоторые ученые называют ценности сердцем культуры, определяющим не только то, что мы считаем важным, но и то, что мы считаем правдой («социальные аксиомы», например, что все люди равны ― или что кто-то всё-таки «равнее»). При этом сравнение ценностей, существующих в разных культурах, — непростая задача для исследователей: их трудно измерить, легко неправильно интерпретировать и невозможно игнорировать. Сложности могут возникнуть на любом этапе:
- начиная с поиска репрезентативной выборки (группы людей, которая будет действительно показательной в отношении качеств целого народа);
- и заканчивая языковыми барьерами (когда одни и те же слова означают разные вещи или аналоги отсутствуют в разных языках; например, белорусские «любоў» к пиву или сериалу и «каханне» к партнеру будут переведены на русский одним словом «любовь»).
Поэтому с большой осторожностью стоит относиться к заявлениям о различиях в ценностях представителей разных культур — даже к подкрепленным ссылками на исследование, в котором обнаружились различия между жителями московских окраин и берлинских сквотов.
В исследованиях влияния культуры на индивидуальные ценности часто используется модель ценностей Шварца (подробнее ознакомиться с ней, а также почитать о ценностях россиян, можно здесь), в которой выделяются 10 типов ценностей:
Интересно, что зачастую обнаруживается корреляция ценностей с уровнем ВВП страны, в которой они измерялись. Исследования показывают, что различия ценностей на индивидуальном уровне намного выше, чем на культурном (страна происхождения определяет индивидуальную вариативность всего на 2–12%).
Зачастую разница в представлениях о ценностях в разных культурах кажется нам намного более значительной, чем она есть на самом деле. Такие искажения восприятия продиктованы свойственными нам когнитивными ошибками — например, подчеркиванием различий (А носит платок, а Б нет) и игнорированием сходств (и А, и Б стремятся любить и быть любимыми). Кроме того, нужно учитывать и еще один важный фактор: возможные различия в поведении, через которые реализуются одни и те же ценности. Например, духовные ценности в одном сообществе могут выражаться через религиозные практики, а в другом ― через нерелигиозное развитие осознанности. Тем не менее групповые ценности представителей обоих сообществ окажутся очень похожими.
Выход там же, где и вход: как ценности связаны с психологическим благополучием и психическим здоровьем
От конфликта ценностей или временной потери контакта с ними не застрахован никто; наличие/отсутствие опыта работы с психологом или поставленного у психиатра диагноза в этом смысле непоказательно.
Тем не менее ощущение внутренней пустоты, собственной никчемности и отсутствия смысла жизни (вплоть до возникновения желания эту жизнь прекратить) встречаются среди диагностических критериев различных заболеваний (например, пограничного расстройства личности и депрессии).
Потерю контакта с ценностями даже называют одним из трансдиагностических факторов формирования психических расстройств (то есть эта проблема не связана с каким-то конкретным диагнозом, а скорее с психологическим неблагополучием как таковым, в самых разных его формах). Причем эта потеря может оказаться как причиной, так и следствием психологических трудностей.
С одной стороны, невозможность реализовать свои ценности, отсутствие или искажение системы координат мешают человеку получать полноценное удовольствие и удовлетворение от жизни, а значит, могут приводить к эмоциональным нарушениям (например, возникновению тревожных или депрессивных состояний). Так, психически здоровая женщина, забеременевшая после многократных попыток ЭКО и потерявшая ребенка, может столкнуться с невозможностью реализовать свои ценности, что в сочетании с переживанием потери зачастую приводит к депрессии.
С другой стороны, эмоциональные нарушения (например, при той же депрессии) не позволяют использовать чувства как ориентир при определении этих самых координат и заводят в тупик бессмысленности.
Фридрих Ницше (хоть его вряд ли можно считать примером психологического благополучия) сформулировал принцип, который, по сути, лежит в основе психотерапевтической работы с ценностями и смыслом жизни: наличие качественного «зачем» поможет преодолеть любое «как».
Понимание смысла деятельности, ценностей, на реализацию которых эта деятельность направлена, способно придать сил и само по себе выступить подкреплением на жизненном пути, каким бы тернистым он ни оказался.
К сожалению, сделать что-то для себя важным одной силой воли нельзя. Если особенности работы нейромедиаторов или определенных отделов мозга выражаются в снижении значимости чего-либо для человека, он не может сказать себе: «Для меня важно быть хорошей матерью, буду жить для своей семьи» и тут же увидеть смысл и ощутить удовлетворенность. Где же выход? Посмотрим, какие решения предлагает психотерапия ― на примере когнитивно-поведенческого направления (КПТ).
Ценности и психотерапия
Работа с ценностями в консультировании, психотерапии и коучинге тесно связана с прояснением потребностей, которые человеку не удается удовлетворить.
Стивен Хэйес, создатель терапии принятия и ответственности, выделяет шесть основных потребностей (стремлений), которые могут стать «мишенями» терапевтической работы: принадлежность (то есть отношения с другими), понимание мира, чувственный опыт, ориентация в происходящем, компетентность и свободный выбор.
Поняв, какие потребности для нас важны, но не удовлетворяются, мы можем определить курс дальнейшего движения и делать выбор в пользу действий, которые с этим курсом согласуются, используя ценности как компас.
Обращение к ценностям в КПТ помогает корректировать негативные убеждения о себе. Например, человек вырос в семье с пьющим отцом и подвергся травле в школе, и у него появилось ощущение, что он тряпка. Ценность «быть хорошим отцом своему сыну» может помочь ему преодолеть инерцию привычного отношения к себе и начать создавать ситуации, в которых это убеждение можно будет опровергнуть (например, эффективно заботясь о благополучии ребенка, сходив с мальчиком в походы и т. п.).
Работа с ценностями также важна в процессе поведенческой активации (расширения репертуара действий у людей, которые из-за психологических трудностей замыкаются в себе) и экспозиции (когда человек намеренно сталкивается со своими страхами, постепенно снижая их значимость).
Исследования ценностей играют важную роль и в работе с дезадаптивными правилами и установками. Например, если у женщины возникает внутренний конфликт между усвоенным правилом «только материнство делает женщину полноценной», собственными профессиональными амбициями и нежеланием иметь детей, прояснение ценностей может помочь определиться с выбором курса на ближайшие годы. А клиенту с социальными страхами, которому трудно заводить романтические знакомства из-за долженствований в духе «настоящий мужчина всегда уверен в себе и не смущается; другие женщинам не нравятся», будет проще найти силы перестать избегать знакомств благодаря пониманию того, какую жизнь ему хочется прожить (например, получать и отдавать любовь и быть искренним в близости).
А в терапии принятия и ответственности (АСТ) практикуется максимально функциональное отношение к ценностям. Например, ценность «семья» в процессе консультирования, скорее всего, будет переформулирована во что-то более практико-ориентированное. И помогают в этом два ключевых вопроса: «Каким человеком я хочу быть?» и «Какую жизнь я хочу прожить?».
Если ответить на эти вопросы сразу не получается, могут использоваться разные приемы, позволяющие обнаружить этот внутренний компас ценностей:
- Обращение к светлым, позитивным воспоминаниями. То, что было важным в прошлом, возможно, остается таковым и сейчас.
- Обращение к боли. Печаль и эмоции этой части спектра обычно указывают, что мы лишились чего-то важного. Что бы сообщила ваша душевная боль, если бы вы к ней прислушались?
- Осмысление смертности. Написание собственной эпитафии или представление своих похорон помогает понять, какой след нам бы хотелось оставить в жизни других людей.
- Осмысление того, какие действия сами по себе выступают поощрением. То, что приносит удовлетворение, даже если требует трудозатрат и предполагает сложности, наверняка связано с ценностями человека.
Что почитать, если пугает бессмысленность
- Книги Виктора Франкла (в частности, «Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере») и Ролло Мэя ― если готовы к тяжелым историям, на почве которых рождаются вдохновляющие идеи.
- «Перезагрузи мозг» Стивена Хайеса ― если ищете практические рекомендации по улучшению качества жизни, избавлению от дезадаптивных правил и прояснению ценностей.
- «Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти» Ирвина Ялома ― если вопрос ценностей для вас связан с осмыслением человеческой смертности или травматическими переживаниями потери.
- Автобиографии любых интересующих вас людей. Вооружитесь текстовыделителем и карандашом ― подчеркивайте моменты, в которых авторы демонстрировали приверженность ценностям. Сформулируйте, какие это ценности. Подумайте, насколько они близки вам.
- Философов, которые занимались поиском смысла жизни по роду своей деятельности.