О влиятельном клане Грейси в свое время рассказал «Евроспорт»:
В начале XX века бразильский подросток Карлос Грейси обучался боевым искусствам у японца Мицуё Маэда и даже не догадывался, что его занятия обеспечат потомков шотландских иммигрантов на много поколений вперед.
Он настолько проникся борьбой, что сам основал школу и лично занимался с младшими братьями Хорхе и Элиу. Последний задыхался от простой пробежки и отставал из-за слабого здоровья. Тогда Элиу разработал технику, которая меньше зависела от силы и скорости. Так появилось бразильское джиу-джитсу – нечто среднее между разновидностью единоборств и духовным учением.
Основная идея нового искусства заключалась в том, чтобы более слабые бойцы на равных противостояли мощным соперникам. Техника бразильского джиу-джитсу основывалась на борьбе в партере, правильном выборе момента для атаки, сочетании подсечек, рычагов и удушающих приемов.
Идеи Элиу вдохновили остальных членов семьи – они увидели, как парень весом меньше 60 кг разобрался с противниками вдвое больше. Братья даже дали объявление в газете и предложили вознаграждение тому, кто побьет Элиу. Деньги остались в семье, и академия Грейси превратилась в самую популярную школу единоборств в Бразилии
Философия бразильского джиу-джитсу предполагала, что нужно окружить себя родственниками и близкими людьми для достижения нужной степени сосредоточенности, и уже через несколько лет клан Грейси увеличился в несколько раз. Элиу возглавил академию, но настоящим лидером семьи оставался Карлос, который исповедовал полигамию и имел 21 ребенка от шести женщин.
Вскоре Элиу последовал его примеру и втайне от жены завел вторую семью. Карлос внушил родственникам, что секс важен только для размножения, а не для удовольствия, и к середине столетия Бразилию заполонили Грейси, укреплявшие влияние бразильского джиу-джитсу. Единоборство превратилось для них в священную миссию. Карлос усугубил сходство с сектой: ввел правило, по которому имена детей начинались только с букв «Р», «К» и «С», и купил особняк с 21-й спальней в пригороде Рио. Там младшие члены клана жили, тренировались, впитывали идеи отца и дяди.
Несмотря на популярность бразильского джиу-джитсу на родине, до 80-х об этом стиле почти не слышали в США. В 1978-м сын отошедшего от дел Элиу Рорион переехал в Калифорнию, чтобы продвигать академию за границей. Сначала он проводил занятия для нескольких друзей в гараже, но постепенно новое направление в смешанных единоборствах привлекало все больше внимания. Как грамотный маркетолог, Рорион предлагал первое занятие бесплатно, потому что люди обязательно возвращались за вторым. В 1994-м армия США попросила его разработать курс для солдат, а за несколько лет до этого Грейси выступил консультантом на съемках финальной схватки между персонажами Мела Гибсона и Гэри Бьюзи в фильме «Смертельное оружие».
Чтобы показать американцам превосходство бразильского джиу-джитсу, Рорион организовал телевизионные бои, где члены и последователи его клана выходили против представителей разных стилей. В Бразилии такие турниры уже несколько десятилетий проходили под названием вале-тудо, и Грейси предложил бизнесмену Арту Дэйви проспонсировать ивент в США. Тот занимался бразильским джиу-джитсу под руководством брата Рориона Ройса, поэтому с радостью согласился и нашел инвесторов.
К 1993-му идеи Грейси привели к появлению UFC, хотя тогда промоушн слабо напоминал современную версию: бой продолжался до сдачи одного из соперников, судей не было, а правила с подачи Рориона позволяли укусы, тычки в глаза и удары в пах.
Первый турнир UFC выиграл Ройс Грейси, победивший нескольких боксеров и рестлеров. Мнения разделились: одни зрители полюбили новый формат за жестокость и шоу, другие посчитали его аморальным. Сенатор Джон Маккейн назвал UFC человеческой версией петушиных боев и убедил 36 штатов запретить проведение турниров. Из-за этого другие боссы промоушна смягчили правила. Рорион обиделся и ушел из проекта, но клан Грейси уже прославился в США и превратился в одну из самых знаменитых семей континента. Профессиональные бойцы восприняли приемы бразильского джиу-джитсу и теперь совмещали их с другими техниками.
Одновременно с триумфом начались проблемы Грейси с законом и насилием. «Ситуация в семье постоянно запутывалась, – рассказал Арт Дэйви. – За их драмой было невозможно уследить. Это сложный союз альфа-мужчин, каждый из которых пытался по-своему впечатлить старших представителей семьи».
Один из внуков Карлоса Ренцо проявил характер уже во втором профессиональном бою в 1995 году. После победы он настолько разъярился, что наступил сопернику на голову, но вместо дисквалификации получил от судьи лишь предупреждение. В июне 2002-го после поражения от Сюнго Ояма на турнире Pride 22 Ренцо снова сорвался и плюнул в другого бойца. Его младший брат Райан вызвал Сюнго на поединок-реванш и сломал тому руку.
Ренцо Грейси
В 2003 году младший сын Элиу Робин, который руководил филиалом академии в Барселоне, попал в унизительную ситуацию на семинаре во французском Перпиньяне. Местный боец MMA Дэмиен Рикко ворвался на занятие по джиу-джитсу и вызвал Грейси на бой – тот не подготовился, но согласился из-за гордости. Рикко избил соперника, а видео драки попало на телевидение.
Конкуренты злорадствовали, потому что клан выскочек наконец поставили на место. В ответ Робин, его старший брат Ройс и несколько кузенов вернулись во Францию и напали на Рикко в одном из местных баров. Ройс сбил с ног младшего брата Дэмиена и начал массовую драку, которую остановил только чей-то выстрел в воздух.
За два года до этого 19-летний внук Элиу Роксон Грейси уехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру профессиональной модели. Он несколько месяцев не выходил на связь – родственники забеспокоились и отправились в Большое яблоко на поиски. Отец Роксона Риксон опознал сына лишь по фотографии из морга – он заметил на руке татуировку, посвященную родителям.
Оказалось, что парень умер от передозировки наркотиками в отеле на Манхэттене. Копы не опознали тело, а семья еще не искала Роксона, и того похоронили в безымянной бесплатной могиле. После приезда отца его эксгумировали и кремировали. Риксона настолько шокировала смерть сына, что он отменил предстоящий бой и больше не выходил на ринг в статусе профессионала.
Плохой характер словно передавался по наследству и постоянно впутывал разных членов клана в неприятности. В 2000-м Роджера Грейси арестовали, потому что он с тремя спарринг-партнерами обстрелял резиновыми пулями и шариками для пейнтбола выходивших из клуба трансвеститов.
Несовершеннолетнего тинейджера не осудили, но мать Рейла отправила его в Великобританию подальше от вредного влияния родственников и друзей. Она оказалась права: Роджер исправился, получил черный пояс с четвертым даном, одержал восемь побед в десяти боях и выиграл несколько турниров.
«Это была плохая шутка, – оправдала Рейла поступок сына. – Я на его стороне, он всего лишь мальчик, который строит жизнь».
Самым скандальным из молодого поколения клана оказался младший брат Ренцо Райан Грейси. Парень подсел на наркотики и напал на президента Лиги джиу-джитсу в Рио-де-Жанейро Маурисиу Лиму. Тот обвинил Райана в гомофобии и получил при встрече мощный удар в подбородок.
«Маурисиу – идиот и амеба, – с ухмылкой ответил на претензии функционера Райан. – Я никогда не говорил ничего плохого о геях, это не мое дело, хотя лично я думаю, что гомосексуализм – это мерзость. Когда два волосатых мужика лапают друг друга… Фу. Другое дело, когда сексом занимается пара телок!»
В следующий раз 33-летний Райан угодил в передрягу в Сан-Паулу в 2007-м. Он накачался наркотиками и попытался угнать машину, а когда не получилось, уехал на чужом мотоцикле. Копы быстро остановили неадекватного бойца и поняли, что он под кайфом. Психиатр в отделении дал Грейси лекарство, чтобы побыстрее вывести вещества. Копы оставили его в камере, а наутро нашли мертвым – оказалось, что доктор что-то напутал, и коктейль из наркотиков и лекарств привел к смерти Райана. Врача отстранили, а клан основателей джиу-джитсу потерял очередного таланта из-за плохого характера и стечения обстоятельств.
Конфликт Хабиба Нурмагомедова и братьев Диасов в 2019-м на турнире World Series of Fighting тоже не обошелся без участия клана основателей UFC. Россиянин уже какое-то время обменивался колкостями с Ником и Нейтом в твиттере, но на этот раз ситуация вышла из-под контроля в зале, где дрался брат Хабиба Абубакар. Ник начал потасовку, метнув стакан с пивом в сторону Нурмагомедова, за которого заступилась его команда. Разборка продолжилась в гостинице и закончилась только после вмешательства охранников. Позже выяснилось, что на стороне братьев дрался их спарринг-партнер Крон, сын легендарного Риксона Грейси.
Постоянные скандалы никак не повлияли на репутацию Грейси – уже в XXI веке члены семьи распространили учение по всему миру, и бразильский джиу-джитсу набрал бешеную популярность. Единоборством занимались актеры Пол Уокер, Джейсон Стэйтем и Николас Кейдж. Внуки Элиу Рейнер и Райрон обучили звезду MMA Ронду Роузи и запустили онлайн-тренинги.
Естественно, половина родственников обиделась на них за такое предательство традиций, но конфликты между собой вряд ли уничтожат семью Грейси. Она слишком часто противостоит остальному миру, чтобы сломаться изнутри.
Самые большие спортивные достижение семейства Грейси:
1) 10 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали на чемпионатах мира по греплингу по версии «ADCC».
2) 8 золотых и 3 серебряных медали на чемпионате мира по дзюдо
по версии «IBJJF»
3) 3 выигранных чемпионата «UFC»
4) выигранных турнира по вале тудо в промоушене «VTJ»
Интересные факты:
1) В семье существует традиция давать ребенку имя, которое начинается на ту же букву на которую начинается имя кого-то из известных родственников. По этой причина множество мужчин носят имена начинающейся на букву «Р» или «К».
2) С 1996 года кланом Грейси видается журнал «Gracie Magazine», посвященный джу-джицу, греплингу и ММА. Журнал выдается на английском и португальском языках.
Таким образом, Клан Грейси внес значительный вклад в становление смешанных единоборств, называемых ныне Mixed Martial Arts (MMA), когда принял участие в организации первого турнира UFC, состоявшегося в 1993 году. Участие Хойса Грейси, брата Риксона, в турнире и его победа в нем должны были показать, по замыслам клана Грейси, превосходство джиу-джитсу над другими видами боевых искусств. Но с течением времени, смешанные единоборства изменились настолько, что в них Риксон Грейси не видит ничего общего со спортивным состязанием, где важна техника, навыки и умения. В интервью worldjiujitsuexpo.com он объяснил, каким он видит современные смешанные единоборства и почему не учил бы сына новому виду спорта.
— Ваша семья во многом создала современные смешанные единоборства, участвуя в организации первого турнира UFC . Когда вы смотрите на MMA наших дней, как вы оцениваете путь, которым следует этот вид спорта?
— Я считаю, что ММА удалилась от того, ради чего приходят в зал и тренируются. За единоборствами есть философия, которая должна определять тренировки и повседневную работу. Сейчас философии нет. Все полагаются на кросс-тренировки, чтобы научиться бить ногами, руками. Каждое прописанное правило составлено так, что ведет к экстремальности в спорте без кодекса. Сейчас все основано на индивидуальности. Никто больше не оценивает технические действия. Оценивается взрывные качества, сила, скорость, способность выдерживать удары, стойкость, жесткость. На мой взгляд, это портит образ смешанных единоборств.
Я не посоветую это детям. Какой отец захотел бы, чтобы его сын занимался ММА? В то же время, какой отец не захотел бы увидеть своего сына сражающегося с соперником в джиу-джитсу, поскольку оно учит корректности, целеустремленности, организованности, уважении и способности встать после неудач. Каждый отец хотел бы, чтобы его сын умел защитить себя, не теряя уважения и самообладания. Поэтому меня не интересует единоборство, если оно смешано из разных видов, в этом нет ни кодекса, ни основы.
Современное ММА превратилось в цирк, экстрим, насилие, упоение жестокостью и тем привлекает только таких, кому нравится варварство и кровь. Я никогда не дрался строго по правилам ММА или в клетке. Я всегда представлял джиу-джитсу в любой ситуации, веруя в то, что джиу-джитсу — превосходящее все остальные боевое искусство. Стремился доказать это, чтобы иметь право учить и говорить: «Делай так или вот так, потому что это лучше». Я сражаюсь только для этого. Сейчас мне уже нечего доказывать. Я стремлюсь дать знания джиу-джитсу тем, кому интересны боевые искусства. Хочу дать ясную философию, чтобы один мог защитить себя, а другой смог научить сына, чтобы он стал лучше как часть общества, будь он врачом или бойцом с балансом, силой, достоинством и уважением. В этом моя мотивация. Я не хочу заработать один, два или пять миллионов долларов, увидеть свое лицо на рекламе повсюду и стать частью цирка, это для меня ничего не значит.
Я считаю, что ММА является просто современной римской ареной, куда собираются люди, чтобы увидеть катящиеся по полу головы, кровь и аплодировать. Вы создаете среду, в которой сеете пагубный пример для молодого поколения. Потому что заблуждаются те, кто считает, что быть чемпионом в ММА значить еще что-то, кроме денег. Всем нравится смотреть на Майка Тайсона, но никто не хочет стать на его место, учиться у него. Всем нравится смотреть на Фрэнка Мира и Брока Леснара, хоть всем и видны их слабые стороны, они все равно считают их невероятными спортсменами… Поэтому я не считаю, что в этом должна быть суть спорта. Одним не хватает смирения, другим уважения.
— Какое у вас мнение о правилах в ММА?
—Сейчас человек опытный, мастеровитый, обладающий хорошей техникой не проходит из-за правил. Он не может применить свою стратегию, воспользоваться своим терпением, чтобы защищаться до тех пор, пока соперник не допустит ошибку… Зато есть обилие пятиминутных взрывов… Человек планирует применить все, что он умеет, по стратегии или по глупости. Как только пять минут заканчивается, все возвращается на прежние позиции и следуют еще пять минут. Таким образом, техника не демонстрируется. Я хотел бы видеть, чтобы чемпион в полутяжелом весе победил тяжеловеса за пять минут… Победы ему не видать. Я не вижу смысла в том, чтобы соперничать с человеком моих габаритов и моего веса. Я хочу представлять джиу-джитсу в любых условиях. Мне нужно время и стратегия. А если правила не позволяют мне удерживать соперника, рефери начинают поднимать бойцом в стойку. Если бой в партере ограничен во времени, я не вижу смысла в боях ММА. Фанаты хотят испытывать эмоции от нокаутов… Я не намерен угождать дуракам. Я хочу представлять джиу-джитсу, искусство и философию жизни, которая для меня как религия.
— Многие могут удивиться тому, как вы относитесь к ММА. Потому что сейчас принято считать, что спорт растет, развитие идет в нужном направлении и однажды смешанные единоборства станут самым известным спортом. Сейчас у ММА есть общие правила, комиссии, и изменения ведут к лучшему.
—Я хочу, чтобы вы мне сказали, каков позитивный вклад ММА в общественную жизнь, каким образом положительно влияет на участников, аудиторию или тех, кто рассчитывает стать частью ММА? Если вы мне дадите ответ, я подумаю, и возможно изменю мнение о ММА. В данный момент для меня ММА является спортом переживаний и эмоций, который удовлетворяет потребность общества к жестокому насилию. Обществу нравится видеть экстрим, как и нравится наблюдать за дракой двух дальнобойщиков, и даже не нужно знать, кто из них прав, кто виноват, умрет ли кто-нибудь или он сам кого-то убьет. В ММА все так же. Фанаты идут туда, чтобы насладиться насилием, кровью, видом разлетающихся зубов, а если в бою проявляется некоторая техника, никому это не нравится.
— Как вы считаете, развитие ММА идет в правильном направлении?
— Это в руках господа. У меня лишь есть свое мнение. Только господь знает, что произойдет… Есть много людей, извлекающих прибыль из текущего положения дел. Это очень выгодный бизнес. Видно, как многие становятся богатыми. Деньги для меня не являются самым важным. Я вижу все под иным углом, с точки зрения того, каким предстает спорт в глазах общества, что полезного для него несет. А с этой точки зрения, ничего полезного обществу ММА не дает.