В последние 5 лет благодаря палеогенетическим исследованиям получено много новой информации, в том числе о происхождении современных казахов, пишет «Караван».
На прошлой неделе СМИ опубликовали мнение казахстанского эксперта, PhD, старшего научного сотрудника Института истории государства Жаксылыка Сабитова о том, что среди предков современных казахов действительно были голубоглазые блондины. Они относились к андроновской культуре. Но ими предки казахов не ограничиваются, так что слова о том, что раньше все казахи выглядели так, неоправданны, считает ученый. Он добавил, что легенда о светловолосых казахах — в немалой степени продукт советской эпохи. По его словам, такое мнение было выгодно политической элите того времени.
Жаксылык Сабитов занимается палеогенетикой — наукой, которая позволяет изучать геномы целых групп людей, в том числе древних. А в своих заявлениях опирается на многочисленные исследования, в том числе других ученых. Например, Оразак Исмагулов и Баязит Юнусбаев подтверждают, что современный облик казахов сформировался еще в XIII веке. До этого в геноме людей, живших тогда на территории современного Казахстана, было 50 процентов монголоидного и 50 процентов европеоидного. Все изменилось с переселением в эти края других кочевых племен, например, найманов, жалаиров и т.д.
Действительно, представление, что древние казахи (собственно, как и многие другие народы Центральной Азии) были голубоглазыми блондинами высокого роста, широко распространено, и при этом мнения очень расходятся. Многие ученые, опираясь на новейшие научные исследования в сфере генетики, лингвистики и историографии, убеждены, что тезис о голубоглазых казахах является мифом. В сегодняшнем материале Caravan.kz мы рассказываем об этом подробнее.
К слову, упомянутый выше первый казахстанский антрополог, основатель антропологической школы в Казахстане Оразак Исмагулов в монографии «Происхождение казахского рода» (в соавторстве с Айнагуль Исмагуловой) выдвинул концепцию об антропологической преемственности казахов от андроновцев. Андроновцы были представителями европеоидного антропологического типа.
«Четыре тысячи лет назад предки казахов, населявшие территорию от Алтая до Каспия, были европеоидами, судя по костным останкам, черепу, внешнему облику. Однако мы должны понять, что у представителей европеоидной расы были свои особенности в разных регионах. В Казахстане у них были плоские лица, они были низкого роста, лоб был плосковат», — считает Оразак Исмагулов, который посвятил своей работе более полувека.
По мнению доктора исторических наук, профессора Жамбыла Артыкбаева, доказать, что предки казахов были голубоглазыми блондинами, сложно. Он приводит в пример иранцев. Иранцев относят к европеоидной расе, однако цвет волос у них черный, цвет глаз – темно-карий или черный.
«Я поддерживаю исследовательскую работу Оразака Исмагулова. Я тоже изучал вопрос и нашел некоторые факты, что в этногенезе казахов были европеоиды. Однако исследования в физической антропологии показывают, что произошло смешение с монголоидной расой», — высказывал мнение Артыкбаев.
Он отмечал, что сегодня в казахском языке и европейских есть схожие слова. К примеру, в английском языке есть слово eyes, а в казахском выражение «айызым қанды», прямое значение которого – глаза довольны (фразеологизм означает получить удовольствие).
Артыкбаев заключил, что узнать истину о происхождении казахов поможет изучение древних рукописей.
Разговор о так называемом «казахском вопросе» необходимо начинать с истории: в ее контексте казахи выглядят более монолитной нацией, чем кто-либо в нынешнем СНГ, подчеркивал в свое время доктор философских наук Ильяс Сулейменов.
«Как сказал великий русский философ, психолог и историк Поршнев: «Если хочешь что-то понять, узнай, как оно возникло…». Казахи состоят из родов, которые исторически объединены в племена, а племена — в жузы. Объединения эти имеют 4000-летнюю историю. В этногенезе казахов принимали участие три мощных культурно-генетических массива: индоевропейский, финно-угорский и тюрко-монгольский. По традиции «старшие сыновья» управленческой элиты наделялись скотом, вассально зависимым населением, дружинами и отселялись, младшие наследовали отчий дом, пастбища и прочее, то, что обобщенно называется «кара шанырак». Так происходили миграции, когда начиная с индо-арийской/андроновской эпохи из Степи «выплескивались» во все стороны света разноязыкие и многоликие племенные объединения. На востоке они доходили до Корейского полуострова и Японских островов (алтайская языковая семья), на западе — до Атлантического океана, на юге — до Египта и Индийского океана, на севере — до Балтийского моря и Скандинавского полуострова. Такие роды, как матай и балталы, находящиеся сейчас в составе племенного объединения найман, обоснованно считают себя родственниками исторической Мидии (Мадай) и современных балтийских народов. Лингвистический анализ, а также данные генетики в целом подтверждают устные предания. То же можно сказать об исторических киммерийцах: «осколки» их, оставшиеся в отчем крае, сейчас входят в состав различных племен под именами камбар, кембир, кара-кемпир, сары-кемпир. Известное в античности государство Кангха, чьи миграционные «отселения старших» дали имя реке Ганг в Индии, сейчас представлено племенами канглы как казахского Старшего жуза, так и башкирского этноса. Представители наиболее воинственного рода адай Младшего жуза по праву считают себя потомками исторических даев.
Данные искусствоведения и сравнительной мифологии подтверждают эти народные предания. Это же касается и рода кердери Младшего жуза — потомков скифо-сакского племени кердери, давшего династию Кидаритов. Сары-уйсунов, отличающихся рыжими волосами и голубыми глазами, даже скептики вынуждены отнести к осколку некогда мощного объединения Усуней, протогерманцев по мнению Ремюза, Риттера, Вамбери, Григорьева и ряда других авторитетных исследователей. Данные современной генетики, а именно наличие гаплогрупп R1b1 и R1a1 вкупе с данными археологии, этнографии, искусствоведения и лингвистики подтверждают данные Иордана, Исидора Севильского, Жозефа Артюра де Гобино, Григорьева и других о скифо-сакском происхождении древних кельтов и германцев, чьи потомки составляют большинство населения современной Западной Европы. Подобных примеров — множество. Здесь речь идет об «индоевропейской культурно-генетической страте», — предположил эксперт.
Вернемся к мнению Жаксылыка Сабитова. По его словам, чтобы понять, насколько близки казахи к андроновцам, нужно посмотреть на их генетические связи:
«1. Родство по мужским линиям. В своей пионерской работе 2009 года генетик Манфред Кайзер и соавторы опубликовали первые палеогенетические данные по представителям андроновской археологической культуры. Среди представителей андроновской культуры было получено всего три результата. Из трех протестированных два относятся к гаплогруппе R1a, которая имеет западноевразийское происхождение и один относится к гаплогруппе С. В публикации генетика Аллентофта в июне 2015 года были обозначены следующие данные по представителям андроновской археологической культуры: два образца из Синташты (2100-1800 лет до н.э.) относятся к гаплогруппе R1a, три других образца андроновской культуры относятся к гаплогруппе R1a.
Образец RISE386. Здесь стоит уточнить, что данный субклад предковый для 40 процентов современных кыргызов (потомки Адигине и Тагая). Также сюда относятся некоторые польско-литовские татары. Кроме того, тестированный на полный сиквенс Y-хромосомы казах из рода косеули табын совпадает с данным субкладом. Малое количество тестированных человек на полный сиквенс Y-хромосомы не позволяет сказать, сколько процентов каких популяций совпадает с этим образцом. Предварительные результаты показывают три популяции (кыргызы, казахи рода косеули табын, польско-литовские татары), имеющие связи с этим палеогенетическим образцом из Синташты (ранний этап андроновской культуры).
Образец RISE392: наиболее близкими данному субкладу являются популяции телугу (Индия), пуштунов, башкирских кыпчаков и еланов, карачаево-балкарцев, башкирских табынов.
Образец RISE512. Судя по всему, это тупиковая ветвь, не оставившая потомства. Родственными для этого образца являются многие современные тюркские и южноазиатские популяции, но ни одна из них не имеет прямого родства с данным образцом.
К сожалению, по мужским линиям протестировано не так уж много андроновцев (три образца протестированы глубоко, три — неглубоко). При увеличении выборок мы увидим более репрезентативные результаты. Гаплогруппа R1a у казахов не превышает 10 процентов. То есть по мужским гаплогруппам связи андроновцев и современных казахов не так сильны, как при исследовании других систем родства.
2. Исследования митохондриальной ДНК. В публикации Кайзера от 2009 года рассмотрены митохондриальные гаплогруппы различных археологических культур: из девяти митохондриальных гаплотипов андроновской культуры восемь относились к западноевразийским гаплогруппам. Еще один митохондриальный гаплотип относится к восточноевразийским.
(Для справки: Всего в нашем геноме 23 пары хромосом: по одной от каждого родителя. В случае девочек 23-я пара состоит из двух Х хромосом, а в случае мальчиков — из Х и Y хромосом. Ещё каждый ребенок наследует от матери митохондриальную ДНК — ту, что находится не в ядре, а в митохондриях. Каждый человек имеет уникальную генетическую информацию, которая получается в том числе из-за рекомбинации генов родителей. При этом Y-хромосома и мт-ДНК остаются неизменными пока не произойдет какое-либо случайное изменение в гене, например однонуклеотидный полиморфизм. Такое изменение будет передаваться по наследству, и мы сможем определить группу людей, которая произошла от одного предка. Такие группы называются гаплогруппами.)
В 2015 году в работе генетика Аллентофта и соавторов опубликовано девять образцов с результатами секвенирования митохондриальной ДНК, которые относились также к западноевразийским митохондриальным гаплогруппам.
Если сравнить митохондриальные гаплогруппы древнего населения Казахстана и современников, мы увидим совпадения гаплогрупп и субкладов у андроновцев и казахов, но при этом есть и различия. Выборка из митохондриальных гаплотипов 246 представителей казахской популяции опубликована давно. По результатам генетических исследований, половину митохондриальных ДНК казахов составили гаплогруппы восточноевразийского происхождения, и 42 процента составили гаплогруппы западноевразийского происхождения. Третьей группой являются гаплогруппы, которые образовались на западе Евразии, потом мигрировали с запада на восток, где очень широко распространились. Поэтому их иногда характеризируют как восточноевразийские. Таким образом, по женским гаплогруппам европейские гаплогруппы составляют около 40 процентов среди казахов.
3. Если смотреть по аутосомам, то у обычного казаха, у которого все дедушки и бабушки относятся к данному этносу, мы можем наблюдать стабильно 25 процентов генофонда, доставшегося от европейского населения. Пока не сравнивались полногеномные данные андроновцев и современных казахов, но идеальным кандидатом на роль этих «европейцев» выступают андроновцы».
На данный момент ученые изучают историю отдельных казахских родов. Например, у них довольно много информации про аргынов и кипчаков, а в этом году начались исследования родов керей и конырат. Сабитов пояснил, что на данный момент изучено порядка 70 процентов казахских родов. Также, по его словам, есть три метода популяционной генетики: исследование мужской, женской линий, а также общегенетический (аутосомный) портрет.
«С точки зрения аутосомных маркеров, казахи как единый этногенетический коллектив появились в XIII веке, в эпоху возникновения Золотой Орды. То есть тот этнос не носил названия «казах», которое появилось только в XV веке, но генетически они не отличались от современных казахов. До этого были другие предковые популяции, которые условно можно назвать местными «кыпчаками» и пришлыми «монголами». От смешения этих двух компонентов появились современные казахи. С точки зрения генетики трудно сказать, сколько процентов составляли «кыпчаки» и «монголы». Здесь на помощь генетике приходит антропология. По данным казахского антрополога Оразака Исмагулова, до XIII века у кыпчаков был смешанный антропологический тип (50 процентов монголоидности и 50 процентов европеоидности). Уже в XIII веке из-за нашествий монголов, уровень монголоидности вырос с 50 до 70 процентов. Таким образом, кочевники, пришедшие на территорию Казахстана в XIII веке, поменяли население Казахстана примерно на 20 процентов. Если смотреть соотношение женских и мужских линий в этногенезе казахов, то казахи по женским линиям на 55-60 процентов азиаты (восточноевразийские линии), а на 40-45 процентов — западноевразийцы (Европа, Ближний Восток и т.д.). Что касается мужских линий, там примерно такая же картина с немного большим значением восточноевразийских линий. Стоит также отметить, что если смотреть мужские гаплогруппы, то окажется, что у каждого казахского рода есть доминирующая гаплогруппа, которая была у предка данного рода. По большей части времена жизни основателей данных родов уходят в эпоху Кыпчакского ханства и Золотой Орды», — рассказывал историк.
По словам эксперта, генетические исследования верифицировали казахские шежире, к которым в советские времена относились с пренебрежением.
«Если говорить о генетическом происхождении, стоит, наверное, спуститься на один уровень ниже. Все-таки рода, входящие в один жуз, могут иметь различное происхождение. Если говорить о древности, тут могут идти спекуляции по данному поводу, основанные на древности упоминания того или иного названия. Поэтому, отвечая на этот вопрос, я хочу отметить, что под древностью я понимаю время жизни первого общего предка для каждого казахского рода (то есть время жизни генетического основателя данного рода, к которому восходят все современные ветви одного рода). Здесь также стоит отметить, что у нас не все рода исследованы до конца. К примеру, не охвачены рода кердери, тама, жагалбайлы, кереит, телеу, рамадан и т.д. Но при этом нами охвачены все большие по численности рода. С этой точки зрения, самым «древним» будет род конырат, время жизни генетического предка которого нами оценивается приблизительно в 1290 лет назад. Насчет самого малочисленного рода трудно сказать что-либо конкретное. А насчет самого многочисленного рода… Если экстраполировать данные конца XIX века на современность, то самым многочисленным будет род алшин (из Младшего жуза), который состоит из двух подразделений — алимулы и байулы. В то время данный род составлял примерно 25 процентов от всей численности казахов», — привел данные эксперт.
Сабитов также подчеркнул, что на данный момент подразделения рода алшин, такие как бериш, шекты, адай, торткара, алаша и др., считают себя отдельными родами, но с генетической точки зрения, а также с точки зрения традиционного шежире они все относятся к единому роду алшин. Возникновение родов и жузов имеет разные корни.
«Если род — это изначально кровнородственная группа людей, имеющих одного предка и ведущих свое кочевое хозяйство на определенной территории, то жузы (сотни) — это изначально военное подразделение внутри левого крыла казахского войска, которое называлось алашмыны (тысяча алаша), возникшее либо в эпоху эмиграции Джанибека и Керея, либо во времена Урус-хана (прадед Джанибека и Керея). Система казахских жузов является видоизмененным вариантом золотоордынской системы карачи-беков», — заключил историк.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.